«Сапфо» Проект по зарубежной литературы
Полулегендарная биография Биографические данные Сапфо противоречивы и спорны. Сапфо родилась на Лесбосе, в г. Митилены (по другим сведениям, в г. Эрес). Известно, что она принадлежала роду «новых» митиленских аристократов; её отец Скамандроним занимался торговлей. В шесть лет девочка осиротела; родственники отдали её в школу гетер. Редкое чувство слова и ритма обнаружилось у Сапфо ещё в раннем возрасте; уже в школе гетер она писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни. Сапфо не было двадцати лет, когда в Митиленах начались столкновения, вызванные противоборством ведущих аристократических семейств и возникшими на этом фоне выступлениями демоса. Она стала жертвой тех же обстоятельств, от которых пострадал Алкей; около 610 Сапфо и всем её родственникам- аристократам пришлось бежать на Сицилию. Только в 595, когда Сапфо было уже за 30, она смогла возвратиться на родину.
Метрика и ритмика Сапфо ввела в стихосложение несколько ритмических образцов (напр. названные её именем Большую и Малую Сапфические строфы), которые высоко ценились и её современниками, и поэтами позднего времени, в том числе латинскими (напр. Катуллом, который фактически первый использовал в латинском малую Сапфическую строфу; Горацием, который использовал её с непревзойденным для латинского языка мастерством). В противоположность дорической хоровой лирике, монодическая (сольная) лирика эолийцев допускала либо однородные системы, либо строфы, состоящие из дистихов и тетрастихов; но отсутствие разнообразия строфики компенсировалось разнообразием ритма стихов.
Восхищенная Получалась самобытная поэзия: свежая и наивная – с одной стороны, с другой – раскаленная, словно смешанная с огнем. Сапфо быстро почувствовала свой талант и начала экспериментировать со стихотворными размерами. Изюминкой ее ритмики стала особая строфа – в ней три одинаковые по размеру строки завершаются короткой восклицательной четвертой. Эта изящная форма быстро прижилась среди лириков под названием "сапфической строфы".
Раскрепощенная Сапфо была замужем, но очень недолго. Ее муж, влиятельный торговец Керкил, быстро сошел в царство Аида, а вскоре за ним последовала и их маленькая дочь. Сапфо, конечно, очень горевала, но больше по девочке, чем по мужу, поскольку ложе ее пустовало редко. Любовников, как и любовниц, у Сапфо было немало.
Обожествленная Ныне Сапфо живет на страницах книг – в обрывках уцелевших строф и переводов и в восхвалениях знаменитых мыслителей. "Божественной, коей не найдется равной среди женщин" называл Сапфо философ Солон. "Десятой музой, смертной среди муз бессмертных" она была для Платона.
Сапфо и ее любовь Творчество Сапфо, исполненное восторженными признаниями в любви, жалобами неудовлетворенной страсти и ревности, позднейшим биографам дало повод истолковать понятие «лесбийская любовь» весьма однозначно. Само слово лесбиянка, означающее гомосексуальную женщину, по происхождению связано с Сапфо и её кружком. По поводу отношений Сапфо к женщинам адресатам её стихотворений уже в древности существовало множество неоднозначных мнений.
Поэзия Сапфо Составленный в александрийский период сборник произведений Сапфо насчитывал 9 книг, расположенных отчасти по метрическим рубрикам, отчасти по видам мелоса. «Поэзия Сапфо была посвящена любви и красоте: красоте тела, девушек и эфебов, торжественно состязавшихся с ней у храма Геры на Лесбосе; любви, отвлеченной от грубости физиологического порыва к культу чувства, надстраивавшегося над вопросами брака и пола, умерявшего страстность требованиями эстетики, вызывавшего анализ аффекта и виртуозность его поэтического, условного выражения. От Сапфо выход к Сократу: недаром он называл её своей наставницей в вопросах любви» (акад. Александр Николаевич Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, стр. 92).
Сборники Сапфо
Остров Лесбос Стоит упомянуть также о том, что социальный статус женщины на о.Лесбос отличался большей свободой, чем у большинства ионийцев.Женщины в социальной активности здесь не имели почти никаких ограничений. Вместе с мужскими собраниями на острове сохранялись аналогичные объединения женщин. Одно из таких содружеств возглавляла Сапфо. В рамках данного содружества Сапфо обучала девушек музыке, танцам, стихосложению. Подруги и ученицы Сапфо обменивались стихотворениями, которые в первую очередь были связаны с древними культами женственности. На почве лесбосской свободы чувства и действия эта «женская» поэзия естественным образом приобретала откровенное содержание.
Смерть Сапфо Как умерла Сапфо, остается загадкой. По легенде, она покончила с собой. Конечно, из-за любви. И все-таки, к мужчине. Ее возлюбленный, юноша Фаон, якобы отверг великую поэтессу – уже пожилую и некрасивую женщину, и она, не выдержав удара, бросилась в море с Левкадской скалы.
Конец… Работа учениц 8-в класса Труш Алёны и Ганнохи Екатерины