Интересные инновации Японская компания Suntory Ltd. разработала искусственную почву под названием «Pafcal» для высадки растений на крышах зданий. «Тепловые острова» - городские здания и дороги, которые притягивают солнечную энергию и способствуют повышению температуры в городах. 1
2 Интересные инновации Решением проблемы может стать высадка деревьев на крышах домов. Однако в Токио, где высока вероятность землетрясений, существуют строгие нормы нагрузки на здания. Искусственная уретановая почва весит почти в два раза легче обычной, и позволит озеленить токийские крыши. Кроме того, синтетический аналог почвы позволяет понизить температуру внутри зданий почти на десять градусов.
Классификация инноваций 1. Технологические параметры 1.1. Продуктовые 1.2. Процессные 2. Глубина вносимых изменений 2.1. Радикальные (базовые) 2.2. Улучшающие (модифицирующие) 2.3. Комбинаторные 3
4 Инновационный менеджмент Сравнительная характеристика радикальных и улучшающих нововведений Параметры 1. Риски и трудности: 1.1. Неудача при проектировании Провал на рынке Планирование бюджет проекта Определение временных характеристик проекта. Радикальные очень вероятна очень вероятен затруднено Улучшающие маловероятна средняя степень вероятности легко осуществимо
5 Инновационный менеджмент Сравнительная характеристика радикальных и улучшающих нововведений 2. Организация работы: 2.1. Форма исследовательского коллектива Тип руководителя проекта Куратор проекта Сопротивление инновации. команда с сильным лидером предприниматель, первопроходец Высший руководитель организации очень сильное демократически управляемая команда специалист Менеджер среднего звена, назначенное лицо умеренное
6 Инновационный менеджмент Сравнительная характеристика радикальных и улучшающих нововведений 3. Результаты: 3.1. Степень новизны товара Изменение рыночных позиций Конкурентные преимущества. очень высокая, может не иметь аналога кардинальное долгосрочные, обеспечивают лидерство по качеству от малой до средней от малого до среднего кратковременные, обеспечивают низкие издержки
Классификация инноваций 3. Масштаб новизны инновации 3.1. Инновации новые в мировом масштабе 3.2. Новые в стране 3.3. Новые в отрасли 3.4. Новые для фирмы 7
Классификация инноваций 4. Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация 4.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 4.2. Внедряемые на стадии НИОКР 4.3. Организационно-технологическая подготовка производства 4.4. Производство 4.5. Сервис, осуществляемый изготовителем 8
Классификация инноваций 5. Область применения 5.1. Инновации, внедряемые в материальное производство 5.2. То же в сфере науки 5.3. В сфере услуг 5.4. В социальной сфере 9
Классификация инноваций 6. Сфера применения относительно фирмы 6.1. Инновации для внутреннего применения (внутри фирмы) 6.2. Инновации, предназначенные для продажи 10
Классификация инноваций 7. Частота применения инноваций 7.1. Разовые 7.2. Повторяющиеся (диффузия ) 11
Классификация инноваций 8. Форма новшества – основы инновации 8.1. Открытия, изобретения, патенты 8.2. Рационализаторские предложения 8.3. Ноу-хау 8.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 8.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п. 12
Классификация инноваций 9. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации 9.1. Научно-технический 9.2. Социальный 9.3. Экологический 9.4. Экономический 9.5. Интегральный 13
Классификация инноваций 10. Масштаб влияния (воздействия) инновации: - точечные (единичные) инновации; - комплексные инновации; 11. Темпы осуществления инноваций быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
Классификация инноваций Пример кодирования: – продуктовая радикальная инновация, новая в мировом масштабе, внедряемая на стадии НИОКР в сферу материального производства, предназначенная для продажи, разовая, новшество (лежащее в основе инновации) защищено патентом, предполагается интегральный эффект от внедрения. 15
16 Инновационный менеджмент
Можно выделить 4 относительно самостоятельных подхода к развитию инновационного менеджмента: факторный, функциональный, системный, ситуационный подходы. 17
Функции и методы инновационного менеджмента Инновация выполняет три функции: воспроизводственную; инвестиционную; стимулирующую. 18
Система функций инновационного менеджмента 19
Основные функции инновационного менеджмента - определяют содержание процесса управления - Формирование целей - Планирование - Организация - Координирование - Регулирование - Учет - Анализ - Контроль 20
Функции и методы инновационного менеджмента Различают два типа функций менеджмента инноваций: функции субъекта управления; функции объекта управления. 21
Функции и методы инновационного менеджмента Функции субъекта управления: Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Функция планирования охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике. 22
Функции и методы инновационного менеджмента Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур. Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико- технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров. 23
Функции и методы инновационного менеджмента Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов. Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций. Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п. 24
Функции и методы инновационного менеджмента Функции объекта управления: рисковое вложение капитала; организация инновационного процесса; организация продвижения инноваций на рынке. 25
Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов: Определение цели управления инновацией. Выбор стратегии менеджмента инновации. Определение приемов управления инновацией. Разработка программы управления инновацией. Организация работ по выполнению программы. Контроль над выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации. 26
Функции и методы инновационного менеджмента Применяя метод сетевого планирования для управления инновациями возможно: улучшить планирование, обеспечив его целостность и непрерывность и создав условия для оптимального определения требуемых ресурсов и рационального распределения уже имеющихся; минимизировать финансирование работ ввиду более точного расчета трудоемкости и себестоимости работ; оптимизировать структуру системы управления путем четкого распределения задач, прав и обязанностей; организовать координацию и контроль над ходом работ, а также оценку выполнения программы. 27