Современный урок
Что значит – современный? Виды образования: Традиционное Инновационное Шоковое Современный – отвечающий на вызовы времени
Задачи урока Обучающий – чему? Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира Воспитывающий – что? Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления, учебно- трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность Развивающий – что? Деятельность, мышление, рефлексию
Формирование целостной картины мира как цель обучения Традиционное представление о целостной картине мира физика химия биология математика история
Формирование целостной картины мира как цель обучения Современное представление о целостной картине мира физика химия биология математика история Философия
Развивающий аспект урока Развитие деятельности: Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод) Проектирование (замысел, реализация, рефлексия) Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий) Моделирование … Конструирование… Прогнозирование…
Развивающий аспект урока Развитие мышления: Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); Теоретическое мышление Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми) Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
Что отличает современный урок от традиционного? Место в образовательном процессе Структура Содержание Организационные формы Методика средства
Что отличает современный урок от традиционного? Место в образовательном процессе Урок утратил роль главной организационной формы образования Его конкуренты: Открытое образование Информальное образование Домашнее образование Дополнительное образование
Что отличает современный урок от традиционного? Структура Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания: Организационный момент Проверка домашнего задания Объяснение нового материала Закрепление
Что отличает современный урок от традиционного? Структура Современная дидактическая структура основана на логике познания: Актуализация (1.мотивационная, 2.содержательная) Изучение нового материала Применение
Что отличает современный урок от традиционного? Структура Логико-психологическая структура урока (сценарий, режиссура): Завязка (интрига, проблема) Кульминация Развязка
Что отличает современный урок от традиционного? Содержание урока Компоненты содержанияКомпоненты содержания: Предметный; Технологический; Субъективный; Мировоззренческий; Культурологический и т.д.
Что отличает современный урок от традиционного? Содержание урока Структура и логика содержания: Теория в практике (а не от теории к практике) Общее в частном (а не от частного к общему) Целое в части (а не от частей к целому) От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)
Что отличает современный урок от традиционного? Содержание урока Принципы отбора и переработки содержания : Гуманитаризация Неоклассицизм Регионализация Экологизация Дифференциация Персонификация и т.п.
Что отличает современный урок от традиционного? Организационные формы Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование) Досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.) Мыследеятельностные (выстраивание методологической программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия) Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы Задачный подход; Проблемное обучение; Исследовательское обучение; Проектное обучение; проблема решение Способ решения
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы Развивающее обучение; Личностно-ориентированное обучение; Рефлексивное обучение; Мыследеятельностное обучение; Продуктивные технологии
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы коммуникативные технологии; Информационно-коммуникационные технологии; Технология КТД; технологии дифференциации; Технологии индивидуализации
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы методика виртуальной субъективности: Позиция субъекта Выбор (самоопределение) Позиция эксперта Позиция лидера (принятие на себя ответственности) Сверхнормативная активность …
Что отличает современный урок от традиционного? Средства обучения Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.); Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.) Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.); Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Результаты обучения Компетентность Целостная картина мира Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету) Развитое абстрактное мышление Владение полной структурой деятельности Формирование социальной взрослости Мотивационная готовность к учебно- профессиональной и к общественно-значимой деятельности.