III школьная научно- практическая конференция Тема: «Тайна имен и прозвищ» Выполнила: Немова Ирина, ученица 10А класса МОУ «СОШ 18 п. Теплоозерск» Руководитель: Солодова И.В., учитель русского языка и литературы
Цель работы: проанализировать специфику функционирования имен, фамилий, прозвищ в рамках школьного общения. Настоящая цель определила задачу: собрать школьные имена, фамилии, прозвища и классифицировать. Цель работы: проанализировать специфику функционирования имен, фамилий, прозвищ в рамках школьного общения. Настоящая цель определила задачу: собрать школьные имена, фамилии, прозвища и классифицировать. В работе используется контекстуальный метод исследования.
Разбором свойств и качеств собственных имен занимается наука об именах – ономастика. Название это происходит от греческого слова onomastike – «искусство давать имена». Если хотят особо подчеркнуть, что имеются в виду только имена людей, применяют такой термин – антропонимия, происходящий от двух греческих слов: antropos – «человек» и onyma – «имя». Прозвищами же занимается – деантропонимия. Разбором свойств и качеств собственных имен занимается наука об именах – ономастика. Название это происходит от греческого слова onomastike – «искусство давать имена». Если хотят особо подчеркнуть, что имеются в виду только имена людей, применяют такой термин – антропонимия, происходящий от двух греческих слов: antropos – «человек» и onyma – «имя». Прозвищами же занимается – деантропонимия.
Практическая значимость учебно- исследовательской работы очевидна: ее материалы будут востребованы на уроках русского языка и на внеурочных занятиях. Материалы работы повысят интерес к родному языку, помогут лучше понять характер, особенности, психологию человека.
4 основных способа происхождения фамилий: 1) Формирование фамилий на основе имен 2) Формирование фамилий на основе прозвищ 3)Формирование фамилий на основе профессий 4) Формирование фамилий на основе географических характеристик
Самые распространенные русские фамилии (научные исследования): г. 1) Иванов; 2) Смирнов; 3) Кузнецов; 4) Попов; 5) Васильев; 6) Петров; 7) Соколов; 8) Михайлов; 9) Новиков; 10) Федоров.
Исследование по п.Теплоозёрск (2010г)
Исследование по МОУ СОШ 18 (2010г)
Древние русские имена Древние славяне использовали в качестве личных имён названия птиц, растений и различных предметов: Волк,Медведь,Соловей,Жук,Орёл, Щука,Дуб,Берёза. Знать изобретает личные имена: Борислав, Всеслав, Володимир, Всеволод,Любомир. Простые женские имена:Беляна, Голуба, Любава, Неждана, Несмеяна, Снежана. Знатными считались: Болеслава Верхослава,Горислава, Доброгнева, Звенислава.
Исследование по школам ЕАО (имена) 2-е место: Егор, Сергей, Женя Среди девочек на 1-ом месте имена Виктория, Алёна, Юлия 1-е место среди имен мальчиков занимают: Андрей,Николай,Александр
Исследование по МОУ СОШ 18 (имена) 1 -е место среди имен мальчиков занимают: Дмитрий (22 ученика), Сергей(22 ученика) На 2-м месте: Александр(20 учеников) На 3-м месте: Данил(15 учеников) 1-е место среди имен девочек занимают: Екатерина( 17 учениц) На 2-м месте: Анастасия( 16 учениц) На 3-м месте: Дарья(13 учениц)
Исследование по п.Теплоозёрск (имена) 1 место среди мужских имен: Александр -198 чел. 2 место-Сергей-128 чел. 3 место-Алексей-74 чел. 1 место среди женских имен: Татьяна-156 чел. 2 место-Елена-120 чел. 3 место-Галина-83 чел.
Прозвища. 1) Образованные от фамилий носителей прозвищ 2)По внешним признакам человека 3) От личных имён носителей прозвищ 4) По особенностям характера
Расшифровывая фамилии, узнаёшь обычаи, традиции, запреты своих предков, словом, смотришь в зеркало истории.