Техника русской иконописи Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она рассказывает догматическое, нравственное и литературное учение церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы Монахиня Иулиания Выполнила: Володина Эльвира, учащаяся 10 класса Ломовской средней школы Руководитель: Васильева Ольга Николаевна, преподаватель МХК 2009 год
Проблемный вопрос Как воплощается Слово в иконописном искусстве? Как воплощается Слово в иконописном искусстве?
Основные задачи Выяснить, что такое икона Выяснить, что такое икона Узнать, какие требования предъявлялись иконописцу Узнать, какие требования предъявлялись иконописцу Изучить этапы иконописания Изучить этапы иконописания Познакомиться со способами украшения икон. Познакомиться со способами украшения икон.
Что такое икона Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ», «портрет». Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ», «портрет». Богоматерь Толгская, тронная год. Ярославская иконопись Богоматерь Толгская, тронная год. Ярославская иконопись
Первая икона Спас Нерукотворный. Начало 13 века. Ярославская иконопись.
Каким должен быть иконописец быть «подобает живописцам… смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу… хранить чистоту душевную и телесную… часто приходить к отцам духовным …и исповедываться со смирением». по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука Ярославская иконопись Евангелист Лука пишет икону Богоматери год. Семён Холмогорец. Ярославская иконопись
Иконописная школа в Сергиев-Посаде В Успенском соборе Московского Кремля Курсовая работа Натальи Горпиненко «Святая мученица Татиана»
Этапы иконописания Подготовка основы Грунтование доски Золочение Прорисовка Нанесение красочного слоя Олифление
Подготовка основы Тыльная (обратная) сторона иконы
Подготовка основы Иконы писали на досках Доска для иконы готовится из липы, лиственницы, сосны или ольхи На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление Углубленная часть доски называется ковчегом.
Грунтование доски По лицевой поверхности доски наносится клей наклеивается паволока (белое льняное полотно) из мела или алебастра и рыбьего клея изготавливается грунт (левкас) и наносится на подготовленную доску.
Прорисовка Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, потом вторая, более подробная Икона. Святая Лидия. Прорисовка изображения
Прорисовка Некоторые иконописцы пользовались «переводами» или «прорисями» с образцов Икона. Господь Вседержитель. Перевод рисунка способом « на отлип»
Прориси святых Святая княгиня Святая равноапостольная княгиня Ольга Апостол
Золочение Некоторые части иконы: фон, нимбы, облачения, поручи и другие детали – золотили червонным золотом это необходимо выполнить до нанесения красочного слоя вместо золота пользовались также алюминием или фольгой Копия с иконы А. Рублёва «Богоматерь Владимирская». 21 век
Нанесение красочного слоя Иконы издревле писались темперой Темпера – краска, состоящая из пигмента (цветные глины и минералы), замешанного на желтке или белке Начать лучше с доличного письма, то есть с пейзажа, строений, одежд Затем расписываются лики и открытые части тела изображаемого
Пробелы После росписи наносятся пробелы - высветления по выпуклым местам Пробелы на горках и палатках Плащ Архангела Гавриила
ОХРЕНИЕ И АССИСТ Основной цвет телесных частей – санкирь Высветление санкиря называется охрением Ассистом (лепным золотом) украшаются одежды Спасителя и Богородицы, крылья Ангелов. Дипломная работа Натальи Горпиненко «Пророк Илия в житии» ( для Троице-Сергиева Варницкого монастыря)
Олифление Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла - олифой Копия с иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии
Оклад иконы Богоматерь Одигитрия. Оклад. Москва. 16 век. Благовещение Пресвятой Богородицы. 18 век. Благовещенская церковь
Мои выводы 1. Слово «икона в переводе с греческого означает «образ», «портрет». Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение Боговоплощения. 2. Создание иконы - это священнодействие, от иконописца требуется не только владение профессиональным мастерством, но и предельная концентрация всех духовных и нравственных сил. 3.Работа над иконой выполнялась в строго определённой последовательности. Мастер-иконописец создавал не новый образ, а идеально воспроизводил каноничный, что позволяло ему глубоко проникнуть в суть «духовного предмета» и воссоздать его изысканными изобразительными средствами. 4. К иконам стали прикреплять накладные украшения – оклады, чтобы подчеркнуть сияние святых образов.
Планы на будущее Икона - это неисчерпаемый источник нашей культуры, и я бы хотела продолжить исследования в области иконописного искусства: познакомиться с принципами канона изображения, символикой иконы, основными иконографическими типами, больше узнать о жизни и творчестве русских иконописцев.
БИБЛИОГРАФИЯ Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М. Просвещение Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. - Свято-Троицкая Сергеева лавра Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. - М. ИнфоАрт Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», – 448 с. История искусства для детей. Икона. – М.: Издательский дом «Росмэн», Масленицын С. И. Ярославская иконопись. – М.: «Искусство», 1983