Тема 11. Тибетский ламаизм и его учение о перерождении человека История и личность «Регионоведение» ИМОСТ, кафедра МОЗР Петрова Наталья Владимировна
Цели и задачи лекции 2 Цель лекции – сформировать у студентов следующие умения: 1.Определение религиозных течений 2.Владение религиозной терминологией Задачи лекции – ознакомить студентов с историей возникновения и основными положениями тибетского ламаизма, а также дать историко-культурологическую характеристику основателя данного учения.
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения данной темы 3 1.Анализ и прогнозирование общественного и политического процесса в Азии через призму представлений о человеке и личности в конкретном регионе. 2.Адекватное восприятие представителей других культур и традиций. 3.Свободное ориентирование в терминах теорий личности и религиозных понятиях.
Содержание 4 1.Ключевые понятия 2.Учебный материал 3.Рекомендуемая литература
Ключевые понятия 5 Тибетский ламаизм региональное направление в буддизме, характерное для Тибета и прилегающих областей Гималаев. Тибет (кит., Сицзан, тиб., Вайли: bod, произношение (лхасский диалект): бё) район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье. В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая. Перешёл под контроль Китая в 1950 году после победы под Чамдо. Тибетская оппозиция расценивает политику китайских коммунистических властей в регионе как геноцид тибетского народ. Тибетский буддизм комплекс учений и медитативных техник, включающий традиции Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны..
Учебный материал 6 Сложился в XV в. путем сложения местных обычаев и буддизма. Сильное влияние оказывают монастыри – в них сосредоточена вся духовная и светская власть, поскольку при монгольских правителях Китая сумели договориться о фактической автономии Тибета. Крупные монастыри основаны богатыми семьями и поддерживаются ими.
Крупные монастыри Тибета Монастырь Шалу. Основан в 1040 г. Монастырь Сакья. Основан в 1073 г. Монастырь Цурпу. Основан в 1189 г. 7 7
Основные положения ламаизма 1.4 благородные истины Будды верны. 2.Реальность – это иллюзия, что нужно понять через интуицию. 3.Учение Будды нельзя принимать на веру, его надо осознать. 4.Познание должно быть соединено с образом жизни. 8
Восприятие мира 1)Всё связано со всем, ничто не имеет постоянного существования. 2)Всё существующее есть причина и следствие страдания и неразрывно связано с ним. 3)Все вещи и идеи на самом деле лишены существования, взаимно связаны друг с другом и в результате пусты. 4)Состояние за пределами иллюзорного мира – нирвана. 9
Способы достижения нирваны Есть 2 способа: 1. Существует группа текстов, известных как «Праджняпарамита», или «Сутры совершенства мудрости», и самой известной из этого цикла является «Сутра сердца», описывающая взаимоотношения между пустотой и всем, что существует в нашем мире. Эта сутра утверждает, что форма есть пустота, а пустота есть форма. Все, что мы видим и ощущаем в мире, не имеет под собой устойчивой основы, хотя в момент восприятия и кажется нам существующим. Когда мы признаем абсолютную пустоту и постигаем временную природу нашего бытия, мы осознаем буддийскую логику освобождения. 10
11 2) Тантрическая практика – трансформация эмоций путем использования их энергии. Тантры разделены на классы и подклассы. В разных школах они различаются. Практика чувствования идам (божество данной тантры). 11
«Шесть принципов» Наролы 1)Туммо – повышение температуры тела. 2)Иллюзорное тело. 3)Практика контроля над сном. 4)Практика Ясного Света. 5)Пова – выход сознания из тела. 6)Бардо – промежуточное существование. 12
Обеты Обеты для монаховЦеломудрия Воздержание от мяса и алкоголя Устремления к Просветлению Воздержания от причинения зла Деятельности во благо всех живых существ Обеты мирянОбеты для мирянНе убиватьНе крастьНа лгатьНе прелюбодействоватьНе пьянствовать 13
Рекомендуемая литература 14 1.Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного [Текст] / Е. А. Торчинов. - СПб. : Азбука-классика : Петербургское Востоковедение, с. 2.Туччи Дж. Религии Тибета/Дж.Туччи. – СПб.: Свет-ПРЕСС, – 279 с.
15 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.