Чередование гласных в корняхслов
Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (еи; а (я)им (ин); ао) основано на ряде особых правил. Чередование еи. В корнях с чередующимися гласными еи (-бер- -бир-, - пер- -пир-, -мер- -мир-, -стел- -стил-, -дер- -дир- и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс –а-, например: выбирать выберут, запирать запереть, умирать умереть, расстилать расстелить, раздирать раздерут, блистать блестеть. На этом же правиле основано правописание корней, в которых а (я) чередуется с им или ин, например: сжать сжимать, примять приминать, начать начинать, снять снимать; им или ин пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс –а-. Но: сочетать, сочетание.
Чередование ао. 1.В корнях –лаг- -лож- и –кас- -кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс –а-: полагать положить (исключение: полог), касаться коснуться. 2.В корнях –плав- -плов- буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы. 3.Корень –мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень –мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
4. В корнях –клан- -клон-, -твар- -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь. В корнях –гар- -гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением а), например: загореть загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки. 5. В противоположность рассмотренным в п. 4 корням в корнях –зар- -зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но: зори, зарево. 6. В корнях –скак- -скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: скакать вскочить, подскакать подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).
7. Корень –равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень –ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня. 8. В корнях –раст- -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла. Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический и т. д.
Упражнения для разминки Упражнение 1. Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте. Уб..раю комнату уб..ру комнату, отп..рать замок отп..реть замок, зам..реть от восторга зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого выч..сть одно число из другого, пожать руки пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь проклясть кого-нибудь, занять позицию зан..мать позицию.
Упражнение 2. Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами. 1) Когда миновали подъём, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. (Фурм.) 2) Теперь я стал иначе пон..мать дело. (Герц.) 3) Книжные полки зан..мают всю стену. (Т. С.) 4) Всё по-французски вслух читает зап..ршись. (Гр.) 5) Ящик зап..рается автоматически. (Т. С.) 6) С самым напряжённым вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. (Акс.) 7) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя. (М. Г.) 8) Бл..стал солнечный знойный день. (В. Ш.) 9) «Водопад» принадлежит к числу бл..стательнейших созданий Державина. (Бел.) 10) Давно все думы, все желанья Гирей с моими соч..тал. (П.)
Упражнение 3. Перепишите. С выделенными словами составьте предложения или словосочетания (устно). Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предпол..жить, прик..саться, прик…снуться, предпол..жение, предпол..гаемый, соприк..саться, нал..гать, ул..жение, прил..гательное, разл..жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл..влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром..каемое пальто, вым..кнуть под дождём.
Упражнение 4. Перепишите, объясните правописание. 1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Предпол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.)
Упражнение 5. Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.