Химические свойства кислот.
Цели урока : -Сформировать знания о некоторых свойствах растворов кислот. -Ввести понятие о вытеснительном ряде активности металлов. -Познакомить учащихся с индикаторами и их применением. -Раскрыть сущность реакций замещения. -Научить ребят прогнозировать возможность протекания некоторых реакций, используя ряд активности металлов. -Развивать и закреплять умение учащихся работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами. -Познакомить учеников с техникой безопасности при работе с кислотами. -Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экономное отношение к использованию реактивов.
Задание. Классифицируйте следующие кислоты двумя способами – по составу и по основности : HCl, H 2 S, HNO 3, H 2 SO 4, H 2 CO 3, H 3 PO 4, H 3 BO 3, H 3 AsO 4, HBr.
Индикаторы. -это сложные органические вещества, которые изменяют свой цвет в присутствии кислоты или щелочи.
Цвет индикаторов в кислой среде Метилоранж Лакмус Фенолфталеин красный бесцветный
Лабораторный опыт 1. Отношение индикаторов к растворам кислот. Налейте в маленькую пробирку кислоту объёмом 1 мл. -1 ряд –соляную кислоту (HCl) -2 ряд – серную кислоту (H 2 SO 4 ) -3 ряд – уксусную кислоту (CH 3 COOH) Опустите в неё универсальную лакмусовую индикаторную бумагу. Что вы наблюдаете?
Лабораторный опыт 2. Взаимодействие кислот с металлами. Налейте в три пробирки по 1-1,5 мл. соляной кислоты (HCl). В первую пробирку добавляем немного порошка магния. Во вторую помещаем кусочек цинка. В третью опускаем кусочек меди. Что мы наблюдаем? Вопрос для вывода: какие металлы будут выделять водород из кислот, а какие нет?
Уравнения реакций: Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2 Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 Cu + HCl- не реагирует
Реакции замещения – Это реакции между простым и сложным веществом, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном. А + ВС -> АС + В А + ВС -> ВА + С
Задание. Предскажите возможность протекания химических реакций по предложенным схемам : Hg + HCl -> Pb + HNO 3 -> Au + H 2 SO 4 -> Al + H 2 SO 3 ->