АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ Воздушная среда закрытых помещений далека от идеальной. Помимо обычной пыли часто воздух в помещениях имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых стройматериалами, мебелью, не говоря уже о выхлопных газах, которые поступают из вне. Кроме того, воздушная среда содержит условно-патогенные микроорганизмы, такие как стафилококк, микроскопические плесневые грибы. Эти микроорганизмы, попадая в благоприятные условия на слизистые оболочки верхних дыхательных путей, могут вызывать острые респираторные или аллергические заболевания. По данным, содержание колоний микроорганизмов в помещениях детских садов нередко превышает норму в 2 3 раза. Так, по ежегодным данным медицинского осмотра в Зырянской СОШ 1 число учащихся с респираторными и аллергическими заболеваниями увеличивается
Рассмотреть общее свойство фитонцидов, как продукт сложного комплекса биохимических процессов, изучить лечебное воздействие летучих выделений растений на человека. Рассмотреть методы изучения антимикробных свойств.
Формирование навыков работы с источниками информации, Интернет-страницами и др; Выявление количественного и видового состава комнатных, в том числе фитонцидных растений во всех кабинетах и в рекреациях школы; Изучение биологии фитонцидно - активных комнатных растений; Исследование фитонцидной активности некоторых растений в лабораторных условиях; Распространение среди учащихся, работников школ и населения района знаний о значимости зеленых насаждений для улучшения воздушной среды помещений через классные часы, школьные конференции, педагогические советы, источники информации и др; Привлечение спонсорской помощи для увеличения видового разнообразия комнатных растений в школе с выраженными фитонцидными свойствами.
Фитонциды были открыты профессором Б. П. Токиным в 1928 году. Фитонциды – это вещества, продуцируемые растениями и имеющие бактерицидные, антифунгальные (активные в отношении микроскопических грибов и актиномицетов) и протистоцидные (активные в отношении клеточных простейших) свойства.
Условия среды и фитонцидная активность Выделения комнатными растениями летучих веществ зависит от многих факторов: от систематической принадлежности растений, возраста, физиологического состояния, эколого- биологических особенностей, условий выращивания, а так же освещённости и температуры воздуха.
У луковичных растений из семейства лилейные интенсивный рост и бутонизация в комнатных условиях чаще приходятся на зимнее время, поэтому активность летучих выделений у них усиливается с конца декабря по первую половину января.
Анализ состояния комнатных растений в кабинетах и рекреациях школы Цель работы: выявить условия, в которых находятся комнатные растения, а так же их жизненное состояние. Мы обращали внимание на освещенность в кабинетах, внешний вид комнатных растений и на наличие вредителей на растениях.
КабинетОсвещенность кабинета Здоровые, ухоженные растения Имеются больные растения Не все растения имеют ухоженный и здоровый вид Биология 1 N++ ОБЖ 2 N++ Русский язык 3 N++ История 4 N+ География 5 N+ Иностр. язык 6 N++ Математика 7 N++ Математика 8 N+ Физика 9 N+ Технология 10 N++ Русский язык 11 N+ Иностр. язык 12 N+ Русский язык 13 N++ Информатика 14 N+ Нач. классы 15 N+ Нач. классы 16 N++ Химия 17 N/2+ Музыка 18 N/2+ 2 этаж N/2++ 3 этаж N/2+++ РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ
Взаимосвязь пылевого загрязнения и комнатных растений в кабинетах и рекреациях школы На 2-ом и 3-ем этажах В кабинете ОБЖ и технологии В кабинете биологии РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ
Выявление фитонцидного эффекта и процентного снижения микроорганизмов в кабинетах и в рекреациях школы Целью данной работы явилось выявление количества растений, во всех кабинетах школы, улучшающих микрофлору воздуха, а так же расчет процентного снижения микроорганизмов в данных помещениях.
Видовое название растений Испытанный вид микроорганизмов Фитонцидн ая активность 1. Сансевиериа трехполосая Стрептококки Streptococcus 45-70% 2. Плющ обыкновенный Стафилококк Staphylococcus saprophyticus 30% 3. Сциндапсус пестрый Стафилококк Staphylococcus saprophyticus 44% 4. Пеларгония (Герань) душистейшая Все виды; микрофлора помещения 70% 5. Примула обратнокониче ская Микрофлора помещения 70% И др. С Р А В Н И Т Е Л Ь Н Ы Е Д А Н Ы Е
КабинетОбщее число комнатных растений Количество фитонцидных растений Фитонцидный эффект, % снижения микроорганизмов Биология 18539Свыше 65% ОБЖ % Русский язык % История % География 5106До 10% Иностранный язык 62610Свыше 35% Математика 72620До 50% Математика 8258До 35% Физика % Технология % Русский язык 11169До 35% Иностранный язык %Русский язык % Информатика % Начальные классы % Начальные классы % Химия % Музыка % Нач.классы % Нач.классы До 50% Нач.классы Свыше 50% 2 этаж11 До 25% 3 этаж3916Свыше 35% РЕЗУЛЬТАТЫРЕЗУЛЬТАТЫ
Определение фитонцидной активности комнатных растений Цель исследования: изучить действие комнатных растений на микрофлору воздуха. Аглаонема Сансевиерия Объекты Исследования:
Исследование проводилось с11 по 18 мая 2008 года Эксперимент с Аглаонемой
Эксперимент с Сансевиерией
Результаты исследования
Перерасчет колоний в количество микроорганизмов В исследовании с Сансевиерией: В контроле: зародышей в 0,01 м3 воздуха, а в 1м3 их будет в 100 раз больше, т.е В опыте: зародышей в 0,01 м3 воздуха, а в 1м3 их будет в 100 раз больше, т.е. 500, что на 770 клеток или 39,3 % меньше.
В исследовании с Аглаонемой В контроле: зародыша в 0,01 м3 воздуха, а в 1м3 их будет в 100 раз больше, т.е В опыте: зародышей, следовательно, в 1м3 число клеток бактерий 645, что на 875 клеток или 42,4% меньше.
Сравнительный результат исследования, показывающий уменьшение клеток бактерий испытанными видами растений
Паспорт – рекомендация «Улучшим микрофлору кабинета» Рекомендуемое растение Характеристика, уходВнешний вид Циссус ромболистный Лиана с травянистыми лазающими тонкими ветвящимися стеблями. Стебли, усики густо опушены бурыми волосками. Растение неприхотливое, довольно теневыносливое, малотребовательное к температуре (зимой С). Размножается черенками. Уход общий. Фтонцидный эффект – 35-50%. Частично нейтрализует некоторые газообразные углеводороды из воздушной среды помещений. И т.д.
Все комнатные растения можно разделить на 3 группы: Растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной антивирусной активностью в отношении воздушной микрофлоры (Например: Сансевиерия трехполосая, диффенбахия пятнистая, сциндаптус пестрый, циссус антарктический, тетрастигма Вуанье, пеларгония (герань) душистейшая,, фикус Бенджамина, плющ обыкновенный, бересклет японский и др.). Растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, улучшают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями. (Например: Монстера привлекательная, пеларгония (герань) душистейшая, мирт обыкновенный, лимон, кофе аравийское, лавр благородный и др.) Растения – фитофильтры, поглощающие из воздушной среды вредные газы (Например, хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина, циссус антарктический и др.).
В кабинете биологии имеются все группы растений
Кабинет физики – растения, оказывающие лечебный эффект и фотофильтры.
Кабинет технологии – все группы
В рекреациях школы
Кабинеты начальных классов – все группы
Наибольшая фитонцидная активность растений во время цветения
Работоспособность учащихся в таком кабинете высокая