От идеи до IPO ее реализации Самоопределение слонов мышей
Александр Хайтин - опыт в бизнесе Работа по найму 1988 – 1992 Программист, руководитель группы разработки Соучредитель компании Тракт ( цифровая обработка звука, оборудование, математика, интерфейсы ) 1992 – 1994 Руководитель группы разработки Фриланс 1994 – 1996 Локальные сети, администрирование, поддержка Работа по найму ( финансовая компания ) 1996 – 2000 Сотрудник службы поддержки, руководитель службы поддержки, руководитель отдела эксплуатации Соучредитель компании « ТЭГ » ( веб - решения ) 2000 – 2003 Генеральный директор, бизнес - аналитик Работа по найму ( Рексофт, КОРУС Консалтинг ) 2004 – 2008 Бизнес - аналитик, директор департамента бизнес - анализа Фриланс … Консультант, бизнес - аналитик
Основные ошибки малого бизнеса Непонимание ограничений и преимуществ Ошибки в продажах Продаем « не тем » Продаем « не то » Продаем слишком дешево Ошибки в формировании команды Нанимаем « не тех » Нанимаем « не тогда » Ошибки в финансовом планировании Мало денег Много денег Слишком личный подход к делу – делаем то, что нравится, а не то, что требуется
Ограничения и преимущества малого бизнеса Малый бизнес ( применительно к ИТ, консалтингу и различным сервисам ) – до 10 человек постоянного персонала, оборот до рублей в месяц Ограничения « Мелкие » заказчики – заказчик стремится найти соизмеримую с ним компанию Серьезные проблемы с формированием бренда и классическими каналами продаж Низкая устойчивость к рискам Преимущества Низкие издержки Малые постоянные затраты Возможность сотрудничества со средними и крупными компаниями своего профиля ( субподряды )
Самоопределение Главный вопрос : какой бизнес вы строите ? Большой / маленький На продажу / как постоянный бизнес Второй вопрос : как будут построены продажи ? Каналы продаж Клиенты Услуги / продукты Третий вопрос : откуда деньги ? Органическое развитие « от первой продажи » Личные инвестиции Внешние инвестиции
Малый бизнес это такой зверек : или Маленький Подвижный Адаптивный Активный
Чего не делать при построении малого бизнеса Не строить иллюзий Не наращивать постоянные расходы Офис Оборудование Непрофильные сотрудники Не заниматься непрофильной деятельностью Не брать кредиты без контрактов Не увлекаться миссией и стратегией
Что делать при построении малого бизнеса Продажи Искать партнеров и генподрядчиков, развивать контакты с ними Искать прямых заказчиков и целенаправленно повышать их долю в обороте Диверсифицировать продажи – один канал продаж не должен давать более 30% оборота Экспертиза и персонал Определить основное преимущество и его развивать Постепенно расширять штат ( под конкретные проекты ) Привлекать фрилансеров и экспертов на отдельные работы Обеспечение Сокращать постоянные расходы
Инвестиции Мало денег – плохо Не купить оборудование Не нанять персонал Не пережить перерыв между проектами Много денег – плохо Неэффективное расходование Недостаточное внимание к продажам Трудности с возвратом
Переход Если бизнес был построен как малый, но вырос, надо вовремя это понять и все сделать заново : Продажи Экспертиза и персонал Финансы Обеспечение деятельности