МОУ «Лицей «Эрудит» Путешествие в слово Выполнил: Коваленко Антон, ученик 3 «А» класса
Цель: Изучение влияния этимологии слова на правописание слов. Задачи: 1. Изучить историю некоторых словарных слов по этимологическим словарям. 2. Сравнить историческое и современное значение слова 3. Установить зависимость этимологии и правописания 4. Создать мини-словарь
Объект исследования: Лексика русского языка Предмет исследования: Словарные слова программы 3 класса
Гипотеза: Знание этимологии слов влияет на развитие орфографической зоркости
Ожидаемый результат: 1.Повышение орфографической зоркости учеников 2.Создание мини-словарика
Словари: 1.Орфографический словарь. Лексико-орфографический минимум для начальной школы. Под редакцией профессора М.Р. Львова. – М.: АСТ-ПРЕСС,1995. – 88с. 2. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. М.-ЮНВЕС.-2003г.-704с. 3.Лев Успенский. «Почему не иначе?» Этимологический словарик школьника. – М.: Издательство «Детская литература», 1967г. 4.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Книга для учащихся старших классов. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, с.
Старославянизмы. «ра» - оро- «ла» -оло- «ре» -ере- Пример: город, болото, берег
Архаизмы: Сейчас (сей + час) лопата («лоп» - широкий лист) огромный («огром» - пространство, охваченное громом) береза («бер» - светлый, ясный)
Заимствованные слова. Вокзал (Д. Вокс, «Зал госпожи Вокс») Карандаш («кара – черный, «даш» - камень )
«Русские слова» Деревня ( построенный из дерева ) Медведь («мёд» + «ведать») Вчера ( прежде, чем прошедший вечер миновал )
«Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его»
Результат: 1.Повышение орфографической зоркости учеников 2.Создание мини-словарика