Принципы подготовки и представления финансовой отчётности по МСФО Построение МСФО начинается с формулирования основных принципов, в соответствии с которыми должна формироваться достоверная финансовая информация и отчётность. Данный раздел так и называется: «Принципы подготовки и представления финансовой отчётности» или кратко – «Принципы» (Framework). Раздел «Принципы» определяет: Цели финансовой отчётности, Основополагающие допущения при составлении отчётности, Качественные характеристики финансовой отчётности, Элементы финансовой отчётности: определение, признание и оценка, Концепцию капитала и поддержания капитала.
Цели финансовой отчётности по МСФО Представление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Пользователи отчётности: инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики, покупатели, правительство и его органы, общественность Финансовое положение (отчёт о финансовом положении) Экономические ресурсы, финансовая структура, ликвидность и платёжеспособность Результаты деятельности (отчёт о прибылях и убытках) Для оценки эффективности, для прогнозирования способности создавать потоки денежных средств Изменения в фин.положении (отчёт о движении денежных средств) Для оценки деятельности и способности создавать денежные средства
Основополагающие допущения при составлении отчётности по МСФО Принцип начисления Результаты хозяйственных операций и прочих событий: Признаются в бухгалтерском учёте по факту их совершения, а не в момент получения или выплаты денежных средств Отражаются в учётных записях и включаются в финансовую отчётность тех периодов, к которым они относятся Принцип непрерывности деятельности Предполагается, что: Компания осуществляет и в обозримом будущем продолжит осуществлять хозяйственную деятельность Компания не намерена прекращать или существенно сокращать объёмы своей деятельности
Учёт по принципу начисления Финансовая отчётность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых событиях, связанных с выплатой и получением денег, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем, а также о ресурсах, эквивалентных денежным средствам, которые будут получены в будущем. Пример. В октябре 2012 года компания приобретает актив, оплата за который должна быть осуществлена только в январе следующего года. В финансовой отчётности за 2012 год должна быть отражена кредиторская задолженность перед поставщиком. Для пользователей отчётности это означает, что компания должна будет выплатить денежные средства в следующем отчётном году.
Признание доходов и расходов по принципу начисления Метод начисления определяет порядок распределения доходов и расходов по периодам. Пример. Продажа продукции компании произведена в декабре 2012 года. Деньги будут получены в феврале 2013 года. Все риски, связанные с правом владения и распоряжения товаром, перешли к покупателю. Покупатель является платежеспособным, и нет оснований считать, что оплата не произойдет. Так как продажа осуществлена в 2012 году, то доход признаётся в финансовой отчётности за 2012 год. Компания рассчитывает получить деньги и для отражения этого факта использует счёт учёта дебиторов.
Признание доходов и расходов по принципу начисления Метод начисления определяет порядок распределения доходов и расходов по периодам. Расходы признаются по «принципу соотнесения»: Расходы ставятся в соответствие полученной выручке (например, себестоимость продукции списывается в момент её реализации) Затраты, приносящие выгоды в будущем, капитализируются в форме тех или иных активов Затраты, не приносящие выгоды в будущем, списываются в том отчётном периоде, когда они возникли.
Признание доходов и расходов по принципу начисления Пример. В марте была начислена заработная плата работникам за фактически отработанное время. В апреле заработная плата была выплачена. По методу начисления может быть признан расход в марте. По кассовому методу - в апреле. Выручка признается одновременно с признанием расходов, относящихся к сделке. Следовательно, по методу начисления за март признаются расходы и выручка. (логично) При кассовом методе если выручка фактически получена в марте, то это и будет моментом ее признания, а расходы, относящиеся к сделке, будут признаны только в следующем месяце. (нелогично) Таким образом, метод начисления позволяет сформировать показатели хозяйственной деятельности, необходимые для принятия пользователями финансовой отчетности экономического решения.
Признание доходов и расходов по принципу начисления Пример. В январе был перечислен авансовый платеж за пользование стационарной телефонной сетью за февраль, март, апрель. По методу начисления может быть признан расход в феврале, марте, апреле - по 1/3 от перечисленной суммы. Условием признания расхода будет факт не только совершения сделки, но и признания выручки. По кассовому методу учета уплата авансового платежа (предоплаты) также не является расходом, поскольку факта совершения сделки еще не было. По условиям данного примера признание расходов при методе начисления и кассовом методе совпадает.
Принцип непрерывности деятельности Допущение непрерывности означает, что компания нормально действует и будет действовать в обозримом будущем. То есть, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовую отчётность необходимо составлять на другой основе, и эта основа должна раскрываться. Например, это отражается в отчётности следующим образом: Активы оцениваются по ликвидационной стоимости, Обязательства – с учётом прерывания договоров и экономическими санкциями.
Принцип непрерывности деятельности Пример. Организация составляет свою финансовую отчетность за период, оканчивающийся 31 декабря 2012 г. Руководство организации 21 декабря 2012 г. приняло решение о продаже активов организации и ее ликвидации. Таким образом, финансовая отчетность организации, составленная за 2012 г., должна исходить не из допущения непрерывности деятельности, а из перспективы ликвидации организации.
Принцип непрерывности деятельности Пример. По состоянию на 31 декабря 2012 г. у организации имеется клиент, задолженность которого составляет 10 млн. руб. Клиент данной организации 20 декабря 2012 г. начал процедуру ликвидации. При этом организация была проинформирована, что в результате ликвидации клиента получить возмещение требования не представится возможным. До момента утверждения отчетности организация неспособна привлечь финансирование для покрытия убытка по безнадежной задолженности клиента и должна быть ликвидирована. Финансовая отчетность за период, оканчивающийся 31 декабря 2012 г., составляется исходя из перспективы ликвидации, а не из допущения непрерывности деятельности.
Качественные характеристики финансовой отчётности Касаются ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ - Понятность - Уместность - Сопоставимость - Надёжность
Понятность Сопоставимость Основное качество информации финансовой отчётности – это её доступность для понимания пользователями, которые имеют достаточные финансовые знания, а также желание изучать информацию с должным старанием. Сложная информация в случае её важности не должна исключаться из отчётности. Для её понимания необходимо приводить пояснения. Пользователи должны иметь возможность сопоставлять: Финансовую отчётность одной компании за разные периоды для определения тенденций развития Финансовую отчётность разных компаний для проведения анализа Необходим последовательный подход к учётной политике, информирование пользователей о её изменениях.
Уместность (для пользователей при принятии решений) Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые ошибки. На уместность информации влияют: - Характер, - Существенность. Информация существенна, если её пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей. Существенность зависит от размера объекта или ошибки, оцениваемых в конкретных обстоятельствах пропуска или искажения. Существенность показывает точку отсчёта и не является основной качественной характеристикой информации.
Надёжность В информации не должно быть существенных ошибок и искажений Пользователи должны иметь возможность положиться на достоверность представленной информации Надёжность включает: Достоверное представление, т.е. соблюдение критериев признания Приоритет содержания над формой Нейтральность, т.е. информация не должна быть предвзятой Осмотрительность, т.е. введение определённой степени осторожности в процесс формирования суждений в условиях неопределённости, так чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы – занижены Полноту, т.е. отсутствие тех или иных данных может сделать информацию ложной или дезориентирующей и, следовательно, ненадёжной
Элементы финансовой отчётности: определение, признание и оценка Основные категории бухгалтерского учёта – это элементы финансовой отчётности. Они включают (по МСФО): - Активы, - Обязательства, - Капитал, - Доходы, - Расходы. Элементы, связанные с оценкой финансового положения в бухгалтерском балансе – это активы, обязательства и капитал. Элементы, связанные с измерением результатов деятельности компании в отчёте о прибылях и убытках – это доходы и расходы.
Активы Ресурсы, контролируемые компанией; В результате событий прошлых периодов; От которых компания ожидает экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды, заключённые в активе, могут поступать в компанию разными путями. Например, актив может быть: использован отдельно или вместе с другими активами при производстве товаров и услуг, продаваемых компанией, обменен на другие активы, использован для погашения обязательства, распределён среди собственников компании.
Обязательства Текущая задолженность компании; Возникшая в результате событий прошлых периодов; Урегулирование которой приведёт к оттоку ресурсов, содержащих экономическую выгоду. Не являются обязательствами будущие дивиденды (так как нет юридической обязанности их выплатить), будущие затраты на ремонт (могут быть измерены приблизительно, и срок их погашения не определён). Способы урегулирования текущих обязательств: Выплата денежных средств, Передача других активов, Предоставление услуг, Замена одного обязательства другим, Перевод обязательства в капитал.
Капитал Остающаяся доля; В активах компании; После вычета всех её обязательств. Таким образом, капитал определяется как остаточная величина: СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ = АКТИВЫ – ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В балансе капитал может разбиваться на подклассы: - Уставный капитал, - Нераспределённая прибыль, - Резервный капитал и др.
Доходы Увеличение экономических выгод в течение учётного периода; В форме увеличения активов или уменьшения обязательств; Приводящее к увеличению капитала; Не связанное с вкладами собственников. В соответствие с МСФО доход включает выручку и прочие доходы. Получение выручки связано с основной деятельностью (регулярная, целенаправленная деятельность по извлечению дохода). Прочие доходы связаны с неосновной деятельностью компании, носящей, как правило, нерегулярный характер.
Расходы Уменьшение экономических выгод в течение учётного периода; В форме оттока активов или увеличения обязательств; Приводящее к уменьшению капитала; Не связанное с его распределением между собственниками. В соответствие с МСФО определение расходов включает расходы, возникающие в основной деятельности компании (например, себестоимость продаж), а также убытки. В системе МСФО нет стандарта по расходам.
Признание элементов финансовой отчётности Признание – это процесс включения в баланс или отчёт о прибылях и убытках объекта, который подходит под определение одного из элементов и отвечает критериям признания. Объект признаётся, если: Существует вероятность получения или оттока будущих экономических выгод, связанных с объектом, отвечающим определению элемента; Объект имеет стоимость, которая может быть надёжно оценена. При оценке соответствия объекта этим требованиям необходимо учитывать и требование существенности.
Способы оценки элементов финансовой отчётности Оценка – это процесс определения денежных величин, в которых элементы финансовой отчётности должны признаваться и отражаться в бухгалтерском балансе и отчёте о прибылях и убытках. Фактическая стоимость приобретения (первоначальная стоимость) – сумма уплаченных при приобретении активов денежных средств или их эквивалентов. Текущая (восстановительная) стоимость – сумма, которую нужно было бы уплатить, если бы такой же или аналогичный актив приобретался в настоящий момент. Иначе называется «стоимость замещения».
Способы оценки элементов финансовой отчётности Стоимость реализации (погашения) – сумма, которая могла бы быть получена в настоящее время от продажи актива в нормальных условиях. Модифицированный вариант – чистая стоимость реализации. Приведённая (дисконтированная) стоимость – текущая дисконтированная стоимость будущих чистых денежных потоков, которые, как предполагается, будут создаваться данным активом при нормальном ходе дел. Справедливая стоимость – это цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в условиях операции, осуществляемой на организованном рынке, между участниками рынка на дату оценки.