Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2
Образ Запорожской Сечи предваряют образы степи и дороги. Что лежит в основе этого смыслового единства ? Каков образный ряд, связанный с описанием степи?
? Каков образный ряд, связанный с описанием дороги? Дорога – пространство. Но движение происходит не только в пространстве, но и в душе героев: «Прощайте и детство, и игра, и все, и все!» Дорога – духовное развитие, переход от одного этапа жизни к другому. Образ Сечи связан с мотивом воли и жизни в ее развитии.
? Что такое пейзаж? ? Зачитайте описание пейзажа в тексте повести. На что обращает внимание автор при описании степи? - Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.
-К-К-К-Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст. -К-К-К-Как строит автор описание степи? Картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.
– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? Отношение автора к степи. – Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: Черт возьми, степи, как вы хороши!. Ведь можно было сказать проще: Как хороши вы, степи!. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой. – С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? Неизмеримые волны диких растений ;поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха. Неизмеримые волны диких растений ;поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха.
Кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. (цветопись). – Каков же основной фон степной поверхности? Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов – Как вы понимаете слово брызнули? - Какие же это были цвета?
– Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого зелено-золотого океана и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? Благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь. – Как вы думаете, какие это образы? Зрительные
– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? – Какие это будут образы? Слуховые А АА Автор с помощью слова создает теперь уже звуки. ( звукопись) - Найдите в тексте примеры звукописи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере. – Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы. – При помощи каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?
- Как автор описывает степь ночью. Сравните эти два описания. – О каких еще образах упоминает автор при описании ночной степи, о которых не упоминал при описании дневной степи.
- Для чего, по-вашему, Гоголь вводит в повесть описание степи? Степь – это символ родины и свободы. Картина степи не только создает определенное настроение, но и связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь. - Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется? Это связано с казацкой вольностью, с живостью характера казаков, их естественностью, природностью. Цивилизованная жизнь поляков «искусственна», далека от природы.