ЛЕКЦИЯ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ. Современные семьи отличаются между собой по следующим признакам (В. С. Торохтий): по количеству детей: бездетная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семья́ социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: союзом мужчины и женщины; добровольностью.
Advertisements

Что такое семья? Выполнили: Куртеев ^_^ Н. В, Порсев */\* К. В.
Организация работы педагога-психолога по просвещению родителей воспитанников: актуальные проблемы и пути их решения Подготовила педагог- психолог Пашинцева.
Семья как фактор социализации ребёнка. Введение в проблему Семья была, есть и, по - видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим.
План Семья как социальный институт Семья как социальный институт 1 Формы брака Формы брака 2 Гендерный аспект семьи Гендерный аспект семьи 3 3 Семья и.
Современная семья Обществознание, 11 класс © Аминов А. М., 2008.
Авторитарная семья Основывается на авторитете родителей.
СЕМЬЯ И БРАК Обществознание 11 класс Цукарева М.А. МОУ СОШ 13 г.Подольск.
Семья представляет собой основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединении людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У УЧАЩИХСЯ.
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. - Л. ТолстойЛ. Толстой.
Классификации семей Урок психологии в 10 классе Автор: Батюта Оксана Владимировна Педагог-психолог ГБОУ СОШ 924 г. Москвы.
Семья и брак в современном обществе Урок обществознания 9 «Б» класс.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У УЧАЩИХСЯ.
Семья как социальный институт Мареева Алла Михайловна, учитель обществознания МОУ «СОШ 13» г.Нефтеюганска.
У РОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, 11 КЛАСС Группа живущих вместе родственников - муж и жена, родители с детьми.С.И. Ожегов Социальная группа, характеризующаяся совместным.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Для чего нужна семья? Беседа о роль семьи в современном обществе.
Семья священный очаг. Семья социальный институт, базовая ячейка общества характеризующаяся, в частности, следующими признаками -добровольностью вступления.
С ЕМЬЯ И БЫТ. «Семья – величайшая ценность жизни, играющая огромную роль в определении всей судьбы человека»
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Современные семьи отличаются между собой по следующим признакам (В. С. Торохтий): по количеству детей: бездетная семья, однодетная, малодетная, многодетная; по составу: неполная семья, отдельная или нуклеарная семья, сложная (семья из нескольких поколений), материнская семья, семья повторного брака; по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с матерью )отцом) и с детьми; по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи; по семейному быту: семья – «отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба, семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок; по однородности социального состава: социально однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные) семьи; по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары; по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная и устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная; по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера); по типу потребительского поведения: семьи с физиологическим типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью), семьи с интеллектуальным типом потребления (т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д.), семьи с промежуточным типом потребеления; по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, дистантная, внебрачная; по характеру проведения досуга: открытые или закрытые: по социальной мобильности: реактивные семья, семьи средней активности и активные семьи; по степени кооперации совместной деятельности: коллективистские и индивидуалистические; по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Формы брачно-семейных отношений Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Брачно-семейные отношения по принуждению. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально- нормативных установок. Брачно-семейные отношения, основанные на любви.

Основные жизненные ориентации или жизненные стратегии семейных партнеров внутренний контроль – внешний контроль; эгоизм – социоцентризм (альтруизм); ориентация на общественные нормы – на себя; принятие противоречий – их неприятие; чувство собственного достоинства – неверие в себя.

Факторы, стабилизирующие семейные отношения постоянное стремление партнеров к сохранению семьи; желание и способность партнеров к согласованным действиям на благо семьи; инициативность каждого супруга в решении семейных проблем; разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями; стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению; эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения); способность эмоционально согреть супруга, т.е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.

Параметры современной семьи Доминирование (отношения власти) Ответственность аффилиация

В плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослыми в семье (Френч и Равен): Власть вознаграждения – ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально одобряемым (желаемым) поступком, наказание – за социально порицаемым. Власть принуждения – в основе ее лежит жестокий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (словесному или физическому). Власть эксперта – основана на большей компетентности родителей в том или ином деле. Власть авторитета – в ее основе лежит уважение одного из родителей, который является образцом – носителем социально-одобряемого поведения. Власть закона – единственная форма внеличностной власти, однако носителем, истолкователем закона (правил поведения) для ребенка являются взрослые, и в частности родители.

Типы семей по параметру доминирования Патриархальные Матриархальные Детоцентрические Эгалитарные

Два типа семей: Зрелая семья - живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях. Проблемные семьи - независимо от характера проблем, также имеют много общего в своей жизни.

Предубеждения и семейные мифы миф о вечной любви; миф о волшебной силе любви; миф о внешней детерминации эмоций; миф об абсолютности понятий (категоричность); миф о «злой судьбе», «злой воле»; миф о постоянстве супружеского счастья; миф о том, что члены семьи досконально знают друг друга; миф о необходимости жертвовать друг для друга; миф о том, что супруги – это «одно тело и одна душа».

Психологическое здоровье современной семьи Сходство семейных ценностей Функционально-ролевая согласованность Социально ролевая адекватность Эмоциональная удовлетворенность Адаптивность в семейных отношениях Устремленность на семейное долголетие Идентичность и стабильность семьи