Огюст Конт (1798 – 1857) «Курс позитивной философии» гг.
В истории философии и науки Конт выступает основателем Позитивизма. Значение термина он определяет в пяти смыслах: реальное в противовес химерическому полезное в противовес негодному достоверное в противовес сомнительному точное в противовес смутному; организующее в противовес разрушительному
Возникновению духа позитивизма Конт придавал характер особой стадии исторического процесса. По его убеждению история осуществляется в виде эволюции идей, способных изменять условия материального существования человечества. В этом процессе можно выделить три стадии: теологическая метафизическая позитивная
Суть позитивного мышления заключается в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные естественным законам. Единственным источником изучения этих законов является наблюдение. При этом разного рода теоретические абстракции теряют познавательный статус. Ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений, рассуждать можно лишь только на тему, как то или иное явление происходит
До сих пор, по мнению Конта, так изучались лишь такие науки как: математика астрономия Физика химия биология.
Чтобы завершить позитивную философию необходимо устранить пробел существующий в области общественных наук, т.е. создать своего рода социальную физику.
Социология Конта состояла из двух разделов: социальной статики социальной динамики
1. Социальная статика должна была заниматься исследованием конкретных социальных явлений (семья, крестьянская община или рабочий коллектив). Предметом изучения становились условия установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.
2. Социальная динамика изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии и сосредотачивает свое внимание на причинах происходящих изменений
Таким образом, социальная статика изучает, как возникает порядок, а динамика – как осуществляются изменения
Основные методы социологии включают: 1. Наблюдение при этом решающее значение имеют теоретические позиции наблюдателя. 2. Эксперимент особая роль принадлежит негативным экспериментам, т.е., изучение патологических ситуаций с целью выведения общей закономерности. 3. Сравнение. предусматривает сравнение социальных и биологических порядков, сравнение различных классовых или исторических ситуаций.