Родительское собрание. Переходный возраст: Особенности контакта с подростками. Я не верю, что жизнь человека Предопределена его детством Я думаю, что существует ещё Очень важные периоды: Отрочество, юность… Ж.-П. Сартр
Этот возраст называют по-разному: Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребёнка. «трудный» «переходный» «кризисный»
Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные проблемы: -общение со сверстниками -осознание себя и своего жизненного пути -интересы и увлечения подростков
Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Различные темпы физического и психического развития.(Н- р Один мальчик в лет выглядит уже почти взрослым, другой только-только ещё начинает расставаться с детством). Такие же значительные различия существуют -в психическом развитии, -в интересах, -в умственной зрелости, -уровне самостоятельности. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – ещё совершенно ребёнком.
Подростковый возраст – это возраст -пытливого ума -жадного стремления к познанию -возраст кипучей энергии -бурной активности -инициативности -жажды деятельности Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот.
Подросток, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его -контролируют -наказывают -требуют послушания -подчинения -не считаются с его желаниями, интересами
Это приводит к конфликтам в семье и школе.
Из статистики о переходном возрасте. 1.Переходный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворённости своей внешностью. 2.В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики. 3.30% мальчиков и 20% девочек в возрасте лет испытывают беспокойство по поводу своего роста. 4.60% девочек в возрасте лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16 % от этого числа склонны к ожирению и тучности. 5.Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6.Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии. 7.Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок. 8.По материалам статистики, опыт первой влюблённости девочек – 11 лет – 60%, у мальчиков – 13 лет. 9.В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков. 10.Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.
Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Самое важное в отрочестве - отношения с людьми. Они отодвигают на второй план и учёбу, и увлечения. Но вот парадокс: именно свойственная данному возрасту поглощённость собой мешает взаимопониманию с окружающими. Часто становятся очень напряжёнными отношения в семье.
Когда ребёнок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на 3 условные группы: 1.Относятся требования, выполнение которых не обсуждается. Требования, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности.(возвращаться домой к определённому времени, звонить, задерживаешься).
2.Относятся требования, варианты выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростками. 3.Относятся то, что ребёнок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется.(какой кружок посещать).
Возникающее у подростков чувство взрослости тоже требует к себе особого отношения. Очень важно поддерживать у них ощущение Это можно сделать различными способами. Например, спрашивать их мнения по тому или иному вопросу жизни семьи или обращаться к подростку как к эксперту: «Как ты считаешь, как лучше поступить в этой ситуации?» -компетентности -независимости -значимости
Главной педагогической ошибкой многих родителей является то, что они пытаются вложить в ребёнка готовые убеждения, итоговые результаты своего личного опыта. А у ребёнка – стремление постигать всё на собственном опыте. Поэтому готовые истины он воспринимает неохотно, пассивно, не всегда вдохновляется ими. Личность формируется в активных действиях, а не путём запоминания правил.
При возникновении у ребёнка проблем родителям надо быть надёжными союзниками в их преодолении, поддерживая дух подростка, вмешиваясь в ситуацию, когда она несёт серьёзную угрозу, но обязательно давая возможность самостоятельно преодолевать препятствия. Переживания подростков имеют под собой гормональную почву. По возможности необходимо руководить поведением подростка, но не задевая его самолюбия и не вызывая у него агрессивности. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО СВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, 1.Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы. 2.Опасайтесь получения вашим ребёнком информации из чужих уст. 3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. 4.Будьте открыты для общения с ребёнком, даже если вы чего-то не знаете или в чём – то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
5.Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребёнок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы. 6.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление. 7.В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап. 8.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка. 9.Старайтесь защитить своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.