Подробности Write. Процедура вывода WriteLn. Курсор. Учитель информатики МОУ Юрцовская СОШ Егорьевский район Сафонова Ольга Викторовна
Write Подробности Write Как пишем обращение к процедуре Что мы видим в результате на экране Write(3 + 2, 4 + 4) 58 Write Это не одно число 58, а два числа: 5 и 8. «К сожалению», они расположены вплотную друг к другу. Этот «недостаток» оператора Write можно преодолеть. Write(Это, 4 + 4, кошек ) Это8кошек
Этокошек Один оператор Write может выводить сразу несколько элементов. Эти элементы нужно отделять друг от друга запятыми. В этом примере 3 элемента: 1) текст Это ; 2) выражение 4 + 4; 3) текст кошек. Все элементы выводятся в одну строку вплотную друг к другу. Если вся информация, выводимая оператором Write, не умещается в одну строку, то неуместившаяся часть автоматически выводится с начала следующей строки. ! – Не путайте запятые и кавычки, находите элементы и отличайте текстовые элементы от чисел и выражений.
Совет. Сначала найдите внутри скобок запятые. Рассмотрим пример: Write(8, котят, 3 * 3, щенят) 8котят9щенят Здесь запятых три; значит, элементов четыре. Элементы легко заметить, если представить себе, что запятые – это стены, разделяющие элементы. 8 котят 3 * 3 щенят Чтобы отличить текстовые элементы от прочих, обратим внимание, что они заключены в кавычки: котяткотят щенятщенят
Совет. Рассмотрим ещё один пример: Write(Это,4 + 4, кошек ) Это8кошек Результат не зависит от количества пробелов (пропусков, пустых мест) снаружи от текстовых элементов, взятых в кавычки. Но пробелы, встретившиеся внутри кавычек, отображаются на экране: Write(Это,4+ 4,ко шек ) Это8ко шек Write(Это,4+ 4, кошек ) Это 8 кошек
Write(16+16=, ) 16+16=32 Здесь два элемента: текст 16+16= и выражение Несмотря на то, что текст похож на выражение, компьютер узнает его по кавычкам и не вычисляет, а просто воспроизводит, как записано: 16+16=. Любой элемент, заключенный в кавычки, Паскаль считает текстом. Write(3 + 2,, 4 + 4) 5 8 Здесь три элемента. Второй элемент – текст, состоящий из двух пробелов –. В тексте можно использовать любые символы, имеющиеся на клавиатуре.
Изобразите на листке бумаги в клетку (один символ – одна клетка), что напечатает оператор: Write(12, 5+1, =, ) Задание.
WriteLn. Процедура WriteLn. Оператором WriteLn в большинстве случаев пользоваться удобнее, чем оператором Write. Оператор WriteLn читается как «райтлайн», переводится как «пиши строку». Правила его записи и выполнения те же, что и у Write, с одним исключением – после его выполнения следующий оператор Write или WriteLn печатает свою информацию с начала следующей строки, а после выполнения оператора Write продолжает печатать в той же.
Примеры. Программа Что видим на экране BEGIN Write (Ама); Write (зонка) END. Амазонка BEGIN Write (Ама); WriteLn(зонка) END. Амазонка Амазонка Амазонка BEGIN WriteLn(Ама); Write(зонка) END. BEGIN WriteLn(Ама); WriteLn(зонка) END. Всё вышесказанное можно более точно описать с помощью понятия курсор.
Курсор. BEGIN При введении текста на экране монитора вы видите короткую светлую черточку или прямоугольное пятнышко, которые «бегут» на экране перед вводимым текстом. Так, если вы вводите с клавиатуры слово BEGIN, то: ВВ_ после нажатия на клавишу В на экране вы увидите В_; Е ВЕ_ после нажатия на клавишу Е на экране вы увидите ВЕ_; GBEG_ после нажатия на клавишу G на экране вы увидите BEG_ и т.д.
Курсор предназначен для того, чтобы показывать пользователю, где на экране появится следующий символ, который он ведет с клавиатуры. Курсор точно так же бежит по экрану впереди текста и тогда, когда информация появляется на мониторе не при вводе с клавиатуры, а во время исполнения программы в результате выполнения операторов Write или WriteLn.
Write WriteLn. Процедуры Write и WriteLn. Разница между процедурами Write или WriteLn в том, что после выполнения Write курсор остается в той же строке, а после выполнения WriteLn курсор прыгает в начало следующей строки, а значит, и все следующие символы будут выводиться в следующей строке. Оператор WriteLn можно использовать просто для перевода курсора в начало следующей строки. Для этого достаточно написать одно слово WriteLn, без скобок.
Задание. Определите без компьютера и изобразите на листке бумаги в клетку (один символ – одна клетка), что напечатает программа: BEGIN Write(1992); Write(1992); WriteLn( Мы начинаем!); WriteLn( Мы начинаем!); WriteLn(6 * 8); WriteLn(6 * 8); WriteLn; WriteLn; WriteLn(Шестью шесть, 6 * 6, Арифметика:, (6+4) * 3) WriteLn(Шестью шесть, 6 * 6, Арифметика:, (6+4) * 3)END.
WriteLn WriteLn Выполнив задание на бумаге, выполните программу на компьютере и сверьте результаты. Совпадает ли число пробелов между символами? Измените число пробелов в разных местах последнего WriteLn. Как изменится картинка на экране? Почему? Добавьте рядом с пустым WriteLn еще один. Что случилось? Почему?
Используемая литература 1.Лукин Н.С. Турбо-Паскаль 7.0. Самоучитель для начинающих – 2-е изд., испр. И допол. – М.: «Диалог-МИФИ», – 400 с.