Гарольд Гарфинкель (1917-). «Исследования по этнометодологии» 1. Этнометодология 2. Кризисный эксперимент
I. Этнометодология - разновидность феноменологической социологии. Предмет этнометодологии – проблема организации практической повседневной деятельности, прежде всего коммуникации
Этнограф не должен ограничиваться научными терминами при изучении определенных обществ, а широко использовать в своем описании те выражения повседневной речи, которые отражают скрытые механизмы социальной коммуникации.
Процесс коммуникации между людьми осуществляется более широким кругом инструментов по сравнению с теми, которые оказываются явно выражены на словах.
Подавляющее большинство подразумеваемых смыслов воспринимается людьми как нечто само собой разумеющееся и в полной мере не осознаются.
Задача исследователя состоит в том, чтобы вывести эти «невидимые правила» в плоскость сознания, и выявить смысл социальной ситуации в понимании действующего лица.
II. Гарфинкель вводит понятие фонового ожидания. Это неосознаваемые ожидания того, каким должно быть нормальное взаимодействие. Они приводят к стандартизации любого взаимодействия, придают ему окраску «должного».
Для проверки своей теории Гарфинкель проводил «кризисные эксперименты». Это сознательное нарушение нормального хода повседневных взаимодействий. По реакции объекта на это нарушение и выявляются фоновые ожидания.
ТЕСТЫ: 1. Этнометодология является 1. разновидностью феноменологической социологии 2. критикой структурного функционализма 3. методикой сбора информации на местах 4. методикой осуществления этнографических исследований 5. теорией этноса
2. Предметом изучения этнометодологии является 1. организация солидарности в примитивных сообществах 2. проблема межэтнического взаимодействия 3. коммуникация в современном сообществе 4. понимание смысла действий другого человека 5. методология получения этнографических данных
3. В чем состоит задача кризисного эксперимента? 1. спровоцировать кризис отношений между друзьями и родственниками 2. выявить фоновые ожидания, создающие возможность коммуникации 3. на практике подготовить испытуемого к действиям в критической ситуации 4. выявить механизм развертывания социального кризиса 5. чтобы изящно и весело провести время