Лекция 18 Учебная дисциплина: «Основы технологии и организации строительства автомобильных дорог» Тема: Особенности строительства городских дорог Автор: квн, доцент Романчук П.В.
1.Подготовительные работы при строительстве городских дорог. 2.Технология строительства системы водоотвода. 3.Строительство тротуаров и пешеходных дорожек. Литература: 1.Н. В. Горелышев и др. «Технология и организация строительства автомобильных дорог», Учебник, М., Транспорт, 1992 г., с Дубровин Е.Н. Городские улицы и дороги. М.: Высшая школа, с СНиП Автомобильные дороги. 4.СНиП Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М.: 2001г.
Основные особенности: 1. Стесненность территории строительства, обусловленная существующей городской застройкой. 2. Наличие большого количества подземных коммуникаций, усложняющих технологию и организацию работ. 3. Неравномерность распределения объемов работ. 4. Необходимость в дополнительных перевозках грунта (подвоза недостающего или вывозка излишнего грунта) при выполнении земляных работ. 5. Необходимость в ряде случаев ведения работ на улицах в условиях интенсивного движения городского транспорта. 6. Невозможность организации складских территорий для хранения и складирования ДСМ, изделий и конструкций.
Состав подготовительных работ: 1.Восстановление и закрепление трассы; 2. Очистка полосы от зелёных насаждений, снос и передвижение зданий ( строений ); 3. Перемещение надземных кабельных линий; 4. Перемещение трамвайных путей, взлом и удаление старой дорожной одежды; 5. Перемещение или ремонт существующих и прокладка новых подземных коммуникаций; 6. Разбивка дорожной полосы; 7. Устройство временных дорог со сборно-разборными покрытиями, временных складов (площадок); 8. Ограждение строительной площадки деревянными щитами с установкой дорожных знаков: "Внимание", "Въезд запрещён", "Движение только направо (налево)" и др. Своевременная и качественная подготовка к производству основных строительно-монтажных работ является залогом успешного выполнения задания по строительству объекта.
2. Технология строительства системы водоотвода Система водоотвода может быть открытой или закрытой. Открытая состоит из открытых лотков или водоотводных канав. Закрытая - из сети трубопроводов и коллекторов, водоприёмных и смотровых колодцев, соединительных труб, камер различного назначения, оголовков, очистительных сооружений. Технология строительства закрытой системы водоотвода включает: 1. Отрывка траншей с креплением стенок в=Д+ 2(0,5-0,75м) 2. Строительство оснований под трубопроводы. 3. Монтаж труб, омоноличивание стыков. 4. Устройство смотровых колодцев и камер. 5. Установка водоприёмных колодцев. 6. Обратная засыпка с послойным уплотнением см. 7. Вывозка излишков грунта.
Рис.1 Основание под трубопроводы I-естественное; II – искусственное; 1- железобетонная труба; 2 - песчаная подушка (h = 10 см для подстилающих грунтов из супесей и суглинков естественной влажности, h = 30 см для сухих плотных глин) 3 - бетонная или железобетонная плита; 4 – бетонный стул; 5 железобетонная свая
Рис. 2 Водоприемные колодцы а - нормального диаметра (1000 мм); б - уменьшенного диаметра (700 мм); в – для парковых территорий.
Рис. 4. Сборный смотровой колодец на дренажных и водосточных линиях:
3. Строительство тротуаров и пешеходных дорожек. Технологический процесс включает: 1. Планировку и укатку земляного полотна; 2. Вывоз песка для устройства подстилающего слоя; 3. Распределение и уплотнение песка; 4. Вывоз материалов для устройства основания; 5. Распределение материалов основания; 6. Уплотнение основания. 7. Транспортировка и укладка асфальтобетонной смеси в верхнем слое покрытия. Ширину одной полосы движения тротуаров и пешеходных дорожек принимают равной 0,75 м.
Пропускная способность полосы пешеходного движения на тротуарах и пешеходных дорожках Таблица I. Расположение тротуаров и пешеходных дорожек Пропускная способность одной полосы движения в пеш/час В удалении от зданий Вдоль линии застройки, в т.ч. с магазинами Прогулочные пешеходные дорожки (аллеи)
Ширина тротуаров Таблица 2. Тип улицы Минимальная ширина тротуара, м Рекомендуемая ширина с учетом резерва, м Магистральные улицы общегосударственного значения 4,56-7,5 То же, районного значения, а так же площади 3,06,0 Жилые улицы2,254,0 Улицы промышленно-складских районов 1,53,0 Пешеходные дороги (аллеи)3,04,5-10 Тротуары для служебных целей0,7-1,0-