Организация исследовательской и проектно-творческой деятельности учащихся
Проект: – от лат. projectus – «брошенный вперёд» предварительный, предположительный текст какого-то документа, исследования; план, замысел чего-либо.
Образовательный проект -это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата
Учебный проект (с точки зрения учащегося): возможность самостоятельно или в группе делать что-то интересное, максимально используя свои возможности; деятельность, позволяющая лучше проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; деятельность, направленная на практическое решение интересной и важной для общества проблемы.
Учебный проект (с точки зрения учителя): интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения поставленной проблемы
Роль учителя в организации проектной деятельности Роль учителя в организации проектной деятельности «Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». Л.С. Выготский «Психология творчества» Л.С. Выготский «Психология творчества»
Типология учебных проектов Web- сайт; Видеофильм, видеоклип; Фотовыставка; Анимация; Коллекция; Макет, костюм, модель; Серия иллюстраций; Путеводитель, справочник Журнал, газета, альманах, карта; Игра; Мультимедийный продукт; Виртуальное путешествие, экскурсия; Учебное пособие; Театрализованный праздник; сценарий
Методический паспорт учебного проекта Тема проекта: Предмет: Состав проектной группы, класс: Руководитель и консультанты проекта; Тип проекта и время работы над ним: Цели и задачи: Материально-техническое и учебно- методическое оснащение: Выбор формы презентации
Исследование - один из видов познавательной деятельности, процесс выработки новых знаний. Основные методы исследования: изучение, рассмотрение, внимательное ознакомление, обследование какой-либо проблемы.
Исследовательский метод Исследовательский метод «Исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности». И.Я. Лернер
Выбор темы исследования «Узкая конкретная тема ориентирует молодого исследователя на внимательное погружение в текст. Слишком же широкие темы – на путь красноречия, не всегда глубокого». Ю.М. Лотман
Этапы проектно-творческой деятельности учащихся 1. организационно-подготовительный этап: постановка идеи или задачи будущего исследования; поиск интересующей проблемы; локализация темы; постановка исследовательских задач; обоснование проекта; планирование предстоящей деятельности; анализ и создание необходимых условий для исследования
Этапы проектно- творческой деятельности учащихся Этапы проектно- творческой деятельности учащихся 2. технологический этап, на котором осуществляются: постоянный самоконтроль и промежуточная самооценка проводимой работы; сбор и анализ информации; выработка идей и их обсуждение; освоение понятийного аппарата; работа над стилем изложения; оформление материалов исследования, схем, цитат из первоисточников; оформление выводов и результатов исследования.
Этапы проектно-творческой деятельности учащихся Этапы проектно-творческой деятельности учащихся 3. заключительный или презентативный этап, на котором осуществляются: публичная защита проекта; ответы оппонентам; подводятся общие итоги; анализ и оценка деятельности
Виды презентаций: Деловая игра; Демонстрация видеофильма; Защита на Учёном Совете; Диалог персонажей; Иллюстрированное сопоставление произведений, событий, эпох, цивилизаций; Научный доклад; Творческие, тестовые задания Отчёт об экскурсии, путешествии, экспедиции; Научная (пресс) - конференция; Реклама; Интеллектуальные соревнования; Спектакль; Инсценировка; Теле (радио) передача
Основные критерии защиты проекта Основные критерии защиты проекта Степень раскрытия проблемы: - полнота, концептуальная завершённость 3 балла - фрагментарность изложения 2 балла - свобода владения материалом 5 баллов - ответы на вопросы жюри и оппонентов 5 баллов максимум 15 баллов