Духовно- нравственное воспитание в образовательном учреждении
Федеральный государственный образовательный стандарт Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества
Программа должна обеспечивать: Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко- культурную, этническую и региональную специфику;Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко- культурную, этническую и региональную специфику; Формирование у обучающегося активной деятельностной позицииФормирование у обучающегося активной деятельностной позиции
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Ключевые понятия Концепции: НацияНация Национальное государствоНациональное государство Национальное самосознаниеНациональное самосознание Формирование национальной идентичностиФормирование национальной идентичности ПатриотизмПатриотизм Гражданское обществоГражданское общество Многообразие культур и народовМногообразие культур и народов Межэтнический мир и согласиеМежэтнический мир и согласие СоциализацияСоциализация РазвитиеРазвитие ВоспитаниеВоспитание Национальный воспитательный идеалНациональный воспитательный идеал Базовые национальные ценностиБазовые национальные ценности Духовно-нравственное развитие личностиДуховно-нравственное развитие личности Духовно-нравственное воспитание личности гражданина РоссииДуховно-нравственное воспитание личности гражданина России
Современный национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: Готовность и способность к духовному развитию;Готовность и способность к духовному развитию; Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; Укрепление нравственности;Укрепление нравственности; Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения;Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения; Развитие совести;Развитие совести; Принятие личностью базовых национальных ценностей;Принятие личностью базовых национальных ценностей; Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию;Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию; Способность к самостоятельным поступкам;Способность к самостоятельным поступкам; Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм;Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм; Осознание ценности других людей;Осознание ценности других людей; Свободолюбие;Свободолюбие; Укрепление веры в РоссиюУкрепление веры в Россию
В сфере общественных отношений духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных ценностей;Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных ценностей; Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; Развитость чувства патриотизма;Развитость чувства патриотизма; Забота о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации;Забота о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации; Осознание безусловной ценности семьи;Осознание безусловной ценности семьи; Понимание и поддержание таких устоев, как семья, любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;Понимание и поддержание таких устоев, как семья, любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; Бережное отношение к жизни человека;Бережное отношение к жизни человека; Законопослушность;Законопослушность; Духовная, культурная и социальная приемственность поколенийДуховная, культурная и социальная приемственность поколений
В сфере государственных отношений духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать: Формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;Формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; Укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;Укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; Повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;Повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; Повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;Повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; Укреплению национальной безопасности.Укреплению национальной безопасности.
Базовые национальные ценности ПатриотизмПатриотизм Социальная солидарностьСоциальная солидарность ГражданственностьГражданственность СемьяСемья Труд и творчествоТруд и творчество НаукаНаука Традиционные российские религииТрадиционные российские религии Искусство и литератураИскусство и литература ПриродаПрирода ЧеловечествоЧеловечество
Принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания Нравственного примера педагога;Нравственного примера педагога; Социально-педагогического партнерства;Социально-педагогического партнерства; Индивидуально-личностного развития;Индивидуально-личностного развития; Интегративности программ духовно- нравственного воспитания;Интегративности программ духовно- нравственного воспитания; Социальной востребованности воспитанияСоциальной востребованности воспитания
это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. С.И.Ожегов Нравственность