Стратегический план города Княгинин В. Н. научный руководитель ЦСР «Северо-Запад» Конференция «Березники: стратегический план развития города» 7 апреля 2006 г.
Опыт городского стратегического планирования Первые стратегические планы появились в городах США и Канады в 70-х годах. В Западной Европе - в конце 80-х годов. Причины: обострение межтерриториальной конкуренции (конкуренция с уровня стран опустилась на уровень отдельных городов) демократизация общества, изменение социальной структуры городского населения реструктуризация промышленных производств смена управленческих технологий (многосубъектность управления и т.д.)
Зачем нужен стратегический план? Задать образ и приоритеты развития города Синхронизировать планы основных игроков Повысить эффективность управления городом Вскрыть новые ресурсы развития города и выявить точки развития
Кому нужен стратегический план Мэрии: определение программ развития, повышение эффективности расходования бюджетных средств, привлечение дополнительных средств… Предприятиям: баланс трудовых ресурсов, создание благоприятной среды в городе, повышение капитализации… Инвесторам: представление о развитии города, возможности для инвестирования… Населению: определенность семейных инвестиций
Что из себя представляет Анализ социально-экономической ситуации в городе и определение ключевых проблем развития Определение возможных сценариев развития города и цели развития города (через выбор одного из сценариев) Формирование приоритетов социально- экономического развития Создание механизмов реализации приоритетов (перечень программ и проектов и т.д.) PR стратегического плана для разных групп (инвесторов, региональной власти, населения и т.д.)
Схема стратегического планирования Рынки Институциональные ограничения Перспективы развития региона/макрорегиона Развитие экономической базы города Качество жизни населения Имидж города Пространственное развития и развитие инфраструктур Ресурсы развития
Факторы, влияющие на развитие ситуации в городе Смена технологий Высвобождение работников традиционных профессий. Запрос на новые квалификации. Субъект: компании + внешний бизнес Демографический спад. Рост заработной платы и требований к городской среде. Усиление социальной дифференциации. Субъекты: компании, городские власти, социальные учреждения Инфраструктурный кризис Субъекты: городские власти, девелоперы
Опыт разработки стратегических планов в РФ Типы планов Антикризисные Оптимизация бюджетных расходов Антикризисные программы в сфере социальных инфраструктур Инвестиционные Инвестиционные площадки Инвестиционный климат Транспортные и инженерные инфраструктуры Средовые Безопасность Индустрия свободного времени Плотность коммуникации Инженерные инфраструктуры
Опыт разработки стратегических планов – Антикризисные Мончегорск (2004 г.) Диагностика муниципальных финансов города, подготовка сценария развития ситуации с бюджетом Модернизация бюджетного процесса и повышение результативности бюджетных расходов Переход к стандартизированному предоставлению муниципальных услуг Реформирование структуры и административного процесса исполнительного органа местного самоуправления города, в целях повышения бюджетной ответственности Формирование механизма стабилизации долгосрочных расходов бюджета
Опыт разработки стратегических планов – Инвестиционные
Опыт разработки стратегических планов - Средовые Калининград: В рамках подготовки празднования 750-летия было реализовано несколько архитектурных проектов, меняющих имидж города и позиционирующих город как город европейского типа. Одним из таких объектов является Площадь Победы, где вместо памятника Ленину и трибун были установлены светомузыкальные фонтаны, двадцать шесть эксклюзивных фонарей и т.д.
Организационная структура управления стратегическим планом Комиссия (городской совет) по разработке и управлению реализацией Стратегического плана (субъекты развития города) Рабочая группа Программа 1 Рабочая группа Программа 2 Рабочая группа Программа 3
Городские целевые программы АнтикризисныеРеформа управления и бюджетной системы Программа модернизации ЖКХ ИнвестиционныеПрограмма городского маркетинга Редевелопмент промышленных зон СредовыеГородская программа культурной политики Ревитализация старых районов, Программы городского благоустройства, Модернизация правил застройки