АПК и ППРО Пономарева Елена Анатольевна К.п.н., доцент Москва 2010 Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. Козлова В.В., Кондакова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ «СОШ 4» г.
Advertisements

Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Содержание образования по биологии (на основе ФГОС)
ФГОС второго поколения. Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания учебных планов, программ, учебно - методических материалов.
Характеристика стандартов второго поколения по физике от минимизационного подхода к принципу фундаментальности образования, что является фактором развития.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
ФГОС общего образования: механизмы реализации. Инновационные функции стандартов обеспечение права на полноценное образование обеспечение единства образовательного.
Круг обсуждаемых вопросов Особенности ФГОС второго поколения Новый взгляд на цели и результаты образования Что такое «эффективная школа»? Новые компетенции.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Новый стандарт устанавливает систему трех взаимосвязанных требований : - к результатам освоения основных образовательных программ ; - к структуре основных.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
1 1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Государственные образовательные стандарты второго поколения.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Районный конкурс инновационных продуктов Санкт - Петербург 2014 г.
Транксрипт:

АПК и ППРО Пономарева Елена Анатольевна К.п.н., доцент Москва 2010 Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. – М.: Просвещение, – 59с.- (Стандарты второго поколения)

Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

– базовый нормативный документ важная составная часть новой концепции стандартов общего образования - ЧТО ЭТО?

Основное назначение Базовый документ для Фундаментальное ядро содержания общего образования создания учебных планов написания программ создания учебно-методических материалов и пособий Фундаментальное ядро содержания общего образования определение 1) системы базовых национальных ценностей 2) системы основных понятий 3) системы ключевых задач

Фундаментальное ядро содержания общего образования Нормирует содержание Учебных программ Организацию УД по предметам определяет элементы культуры определяет элементы научного знания определяет элементы функциональной грамотности Без освоения или знакомства с этими элементами Фундаментального ядра содержания общего образования уровень общего образования, достигнутый выпускниками российской школы начала XXI века, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, суть которой - необходимость разделения двух проблем: 1) проблемы обобщенных требований к результатам образования и 2) проблемы конкретного содержания общего образования. Первая проблема общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе: 1)сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; 2)обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; 3)достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России; 4)формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

методологическая теоретическая Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. Теоретическая основа - ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи

(методологическая основа) Ключевое отличие - суть идеологии нового образовательного стандарта заключается в том, что составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования. В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.

(методологическая основа) Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. Реализация данного принципа - фундаментальности образования – потребует решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала. Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.

(теоретическая основа - ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи) Теоретическая основа «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич); выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров); культурологический подход к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).

культурологический подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский) Главная идея: источник формирования содержания общего образования культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта. Формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов Этап Содержание этапа Первый - допредметный формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования Второй - предметный определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения Третийсоздание учебных материалов Четвёртыйорганизация процесса обучения. Пятыйприсвоение учениками нового содержания

теоретическая основа - системно-деятельностный подход (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова) Главная идея: развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

1)краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования; 2)отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений; Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения; 3)описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов. 1. Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом рамочных ограничений:

2. Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования целостного взгляда на содержание школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное знание различных областей на этапе предварительной разработки. 3. Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы Существенны критерии невключения, т. е. в Фундаментально ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; 3.2. В данном случае более не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.

разработку концепций предметных областей; планирование результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы); разработку базисного учебного (образовательного) плана; разработку примерных программ по предметам; разработку учебно-методических комплексов нового поколения. 4. Создание Фундаментального ядра начальный этап разработки нового содержания общего образования. 5. Последующие этапы предполагают: 6. Важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Русский язык Пояснительная записка В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Основные цели изучения русского языка в школе: формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе; обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Русский язык Пояснительная записка Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Язык». 1)Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности. 2)Раздел «Язык» предусматривает освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов.

Коллеги! Ваш личный результат?

Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. (методологическая основа) а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования); В этом контексте принципиальным является расхождение во взглядах: б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы