Новая роль библиотекаря в новой библиотеке Карта профессиональных компетентностей школьных библиотекарей
Схема спирального последовательного развития успешности специалиста
Ролевая позиция библиотекаря
Цепочка планирования дефицит компетентностей (что формируем?) --- цель (зачем формируем?) - форма, метод, технология (как формируем?) – предполагаемый результат (что получим?).
МОУ СОШ …………………………………… учебный год
Мысль в подарок «…Если хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.» Коко Шанель
Цель: Создание в библиотеке адаптивной среды, где можно выявить и развить способности каждого ученика. Задачи: Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя; Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; Совершенствование и освоение новых библиотечных технологий;
Курсы регионального компонента (См. учебный план своей школы) ОПД классы Основы проектирования классы. Экология Информатика и ИКТ – 1-4 классы, 8-11 классы МХК (Синтетические виды искусства) Краеведение ПРОФИЛЬ: Гуманитарный – русский язык; иностранный язык; история; Физико-математический – физика; математика; Естественно-научный – химия; биология с усилением профиля экологии
КУРСЫ ШКОЛЬНОГО КОМПАНЕНТА ( См. учебный план своей школы) По выбору учащихся
КРУЖКИ ( См. учебный план своей школы) По выбору учащихся
Основные направления работы Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей. Организация книжного фонда. Учет. Сохранность. Комплектование. Справочно-библиографическая работа. Библиотечно-информационное обслуживание. Массовая работа. Повышение квалификации. Самообразование. Участие в профессиональных мероприятиях. Взаимодействие с другими библиотеками, организациями. Основные контрольные показатели работы: –книжный фонд, учебный фонд –массовая работа (количество и охват) –библиотечные уроки (количество и охват) –% охвата библиотечным обслуживанием –книговыдача –читаемость –посещаемость –обращаемость фонда –книгообеспеченность
Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами РАБОТА С УЧЕБНЫМ ФОНДОМ: Формирование заказа на учебники работа с педколлективом по формированию заказа на учебники (см. «Технология формирования заказа на учебники»); Мониторинг обеспеченности учебниками: 1.Формирование заказа на учебники и учебные пособия на 20011/2012 уч.год. - ноябрь, январь; 2.Редакция картотеки учебников - январь; 3.Составление сметы на приобретение учебников за счёт бюджетных средств (октябрь- ноябрь); 4.Мероприятия по сохранности учебного фонда (рейды и библиотечные уроки, способствующие развитию культуры пользования книгой; учебником) – 1 раз в четверть ; 5.Формирование заказа на рабочие тетради - апрель ; 6.Изъятие и списание ветхой и морально устаревшей литературы (июнь, август); 7.Оформление карточки – поручительства на пользование учебниками ШБ; 8.Создание электронного банка данных по учебному фонду.
Работа с основным фондом 1.Смета на приобретение литературы - октябрь; 2.Оформление заказа на периодические издания на 1-е полугодие 2011 года - до 30 сентября 3.Списание ветхой литературы - …………… 4. Инвентаризация фонда ……………………. 5. Работа с должниками (в т.ч. «Обходной» документ для выпускников) 6. Организация открытого доступа
Ведение справочно- библиографического аппарата Пополнение и редакция СК, АК; Картотеки: -1.Пополнение и редакция картотек периодических изданий ; -2.материалов на электронных носителях; -3.Создание электронной базы данных на учебники и учебные пособия
Формирование информационной культуры Программа «Основы информационной культуры» (5-11 класс) –( см. Программу « Основы информационной грамотности»); Олимпиаде по ББЗ - март 2011г. Памятки (мл. абонемент)
Работа с пользователями (библиотечно-информационное обслуживание) ( см. Программа «Живём и учимся читая») Литературно-краеведческие встречи - ноябрь Литературный континент ( литературные и памятные даты. См. «Календарь зн. дат 2010/2011) Неделя детской и юношеской книги 1 день. Спросите автора 2 день. Районная олимпиада по ББЗ 3 день. День новой книги 4 день. ……………………………………………….. 5 день. ……………………………………………………. 6 день. Районный литературный праздник Месячник школьной библиотеки
В помощь учебному процессу Предметные недели: ( согласно плана учебно- воспитательной работы школы) -Проведение совместных интегрированных занятий; - Проектная деятельность учащихся. Консультирование, …. ……………………………………………… …………………………………………
В помощь социализации личности 1.Формирование ЗОЖ - 2. Работа с «трудными» подростками; - 3. Работа с одарёнными детьми. Литературная социализация - Продолжение работы над проектом «Литературное творчество учащихся». -Выпуск литературного сборника «Школьное перо»; -Школьной газеты, материалы для школьного сайта.
Формирование активной гражданской позиции Содействие совету старшеклассников - Курирование министерства информации. Выпуск школьной газеты «Переменка»; Информационно - просветительский цикл занятий «Вместе выбираем будущее». - Выборы Главы Изумрудного города (по кн. А. Волкова)БШ 10,2010); - Учись качать права… - Парад суверенитетов (каждому классу по президенту!) - Под одним небом (толерантность); - Думаем вместе - выбираешь сам (профориентация, толерантность, выборы) Работа библиотечного совета - Рейды по проверке учебников; - Участие библиотечного актива в подготовке библ. занятий., мероприятий.
Нравственное воспитание (См. программу «Живём и учимся читая») Ты + Я = одна семья ( БШ 10,2010) (Занятие «Толерантная личность») Читательские конференции: - (стратеги: «Следуйте за персонажем книги» - ст. классы; -«Прочти вслух и выскажись» - мл. классы) -Литературные встречи (стратегия: «Спросите автора»); -Как мы читали Джанни Ррдари (мл. классы. Стратегия «Чтение в кружок»)
Работа с родительской общественностью Родительские собрания и классные часы о популяризации детского чтения (по согласованию с классными руководителями) - «Где учат любить» - «Зачем читать…» - «Компьютер полезно, книга – прекрасно!» Информирование о школьном перечне учебников, учебных пособий ( см.Таблица) - апрель -май
Для чего надо читать? Надо читать для того, Чтобы знать, кто мы. Чтобы знать куда мы идём. Чтобы сохранить память о прошлом. Чтобы ориентироваться в настоящем. Чтобы утолять свою любознательность. Чтобы лучше понимать других.
Работа с педколлективом, классными руководителями Совещание классных руководителей. (Планирование работы на учебный год. Информация о знаменательных датах на период сентябрь июнь 2011гг.); Работа с ШМО ( Формирование заказа на УМК); Информационные часы по темам педсоветов (см. план метод. работы школы) Проведение совместных интегрированных занятий в помощь учебному процессу ( Циклы по литературе «Литературный лабиринт», ИКТ «Работа в Интернете» и др.). Подготовка и участие в районном литературном празднике; Проектная деятельность учащихся. Консультирование
Реклама библиотеки (активизация библиотечной жизни ) Формирование фирменного стиля библиотеки: -Совершенствование логотипа, цветовая гамма; Оформление библиотечных уголков в классах; Чёткое размещение литературы в библиотеке, с выделением зон для индивидуальной и групповой работы; Проведение месячника школьной библиотеки (октябрь); -Участие в районном конкурсе «Мой кабинет»; Работа по созданию странички ШБ на сайте школы (сентябрь - май); Подготовка и проведение занятия РМО библиотекарей ОУ; Стендовый доклад работе библиотеки в школе; Страничка библиотеки на сайте школы.
Сайт школы и школьной библиотеки – окно в единое информационное пространство Информация для всех = Информация о нас + Информация для нас !
Профессиональное развитие 1.Курсы «Система работы библиотеки ОУ» 2. Семинары - « Библиотека и молодёжные субкультуры» - ноябрь -«Исследовательская деятельность учащихся и роль школьной библиотеки» -«Компетентностный подход в деятельности школьной библиотеки» -январь 3. Консультации - О подготовке библиотек к статистической отчётности 2011 года. - Положение об отраслевой премии им. А.Лиханова; - Аккредитация, лицензирование ОУ: требования, предъявляемые к ШБ. - Учётная документация школьной библиотеки. 4. Инструктивно-методические совещания. - «Анализ и планирование работы ШБ на 2010/2011 учебный год»-сентябрь; - «Мониторинг состояния обеспеченности ОУ учебной литературой. Аналитический обзор ФП на 2011/2012 учебный год» - февраль 5.Участие в работе творческой группы «ИКТ в деятельности школьной библиотеки». -…………….. 6. Конкурс «Лучший по профессии» - октябрь
О планы, планы…! Мысль в подарок «….План, что и говорить был превосходный: простой и ясный. Лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.» Льюис Кэрролл. «Приключения Алисы в стране чудес»
О планы, планы…! План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев. План – это тонкое кружево норм и отношений». А.С. Пушкин
О планы, планы…! Мысль в подарок «Блестящим планам везёт на проектировщиков, скверным …- везёт на исполнителей». Веслав Брудзинский «Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения». Франклин Рузвельт Не сомневайтесь!
Желаю Вам…! -Педагогических удач -Читательских находок -Самых простых и самых важных вещей: здоровья, счастья, любви, радости, детского смеха, новых добрых книг, внимания близких, родных и …школьной администрации!