Новая идеология педагогики Методологическим основанием новой педагогики и нового воспитания является переориентация на общечеловеческие ценности.
Общечеловеческие ценности: 1. Единство человеческого рода против идей классовой и национальной исключительности
2. Сохранение совокупного духовного опыта, равнозначность различных вероисповеданий, национальной и мировой культуры.
3. Диалог между различными частями человечества, разрешение разногласий мирным путем
4. Единое для всех понимание добра и зла, порядочности, чести, свободы на основе представлений гуманистической этики.
Направления научного поиска в педагогической науке: 1.Личностно-ориентированный подход. 2.Разработка нового содержания образования. 3. Учет индивидуальных и специальных интересов личности. 4.Разработка проблемно-циклового подхода к обучению и воспитанию, реализация которого происходит в совместной поисковой деятельности учащихся и учителя.
Педагогическе взгляды В.И.Слуцкого «Целью воспитания являются душевное здоровье воспитанника, и его человеческое счастье». (из книги «Элементарная педагогика»)
Набор психических качеств, необходимых современному человеку Альтруистическая жизненная установка. Стойкость, умение переносить трудности, лишения, страдания (духовные и физические). Ум, любознательность, активность. Смелость, решительность, сила воли. Общительность, интерес к людям, соблюдение элементарных этических норм. Стремление к созиданию, развитая фантазия, воображение. Любовь к свободе.
Ложные цели воспитания: 1.Стремление делать детей послушным орудием в руках взрослых. 2. Развлечение детей. 3. Карьерные установки. 4. Добродетель без требовательности. ( Слуцкий В.И. «Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека.М., 1992)
Личностные функции, являющиеся предметом воспитания и развития: 1. Мотивирующая Способствует обоснованию и принятию решений при совершении того или иного поступка
2. Опосредующая. Переводит внешние воздействия во внутренний импульс, руководит поведением.
3. Коллизийная. Позволяет человеку видеть скрытые противоречия явлений действительности.
4. Рефлексивная. Констатирует и удерживает образ «Я» в контексте переживаемого события.
5.Критическая. Помогает оценивать предлагаемые извне ценности.
6. Смыслотворческая. Определяет системы жизненных смыслов.
7. Ориентирующая. Способствует построению личностной картины мира, индивидуального мировоззрения.
8. Творчески-преобразующая. Обеспечивает творческий характер любой личностно значимой деятельности.
9.Самореализующая. Стремление к признанию своего образа «Я» окружающими.
Мировоззрение Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения.
Основные направления мировоззрения: 1. Познавательный компонент. Конкретно научная и универсальная картина мира, система обобщенных результатов индивидуального и общественного познания.
2. Ценностно-нормативный компонент. Ценности, идеалы, убеждения, верования, этические нормы.
3. Морально-волевой компонент. Эмоционально-волевое освоение знаний, превращение их в личные взгляды. Убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.
4. Практический компонент. Реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.