Лекция 4 Учебная дисциплина: «Основы технологии и организации строительства автомобильных дорог» Тема:« СТРОИТЕЛЬСТВО МАЛЫХ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ » Автор: к.в.н, доцент Романчук П.В.
Учебные вопросы: 1.Классификация и конструкции малых водопропускных сооружений. 2. Строительство труб на автомобильных дорогах. 3. Контроль качества и приемка работ. Техника безопасности. ЛИТЕРАТУРА 1. СНиП Мосты и трубы. 1994г. 2. Инструкция на изготовление, строительство и засыпку сборных бетонных и железобетонных водопропускных труб. ВСН Минтрансстрой, 1981г. 3. Технологические карты. Альбом 1У. Укрепление откосов, насыпей и выемок. Устройство малых искусственных сооружений (труб) МО РФ. ЦАДУ, 1992г. 4. Краткий справочник по трубам и малым мостам под ред. Болдакова М. Транспорт, 1972г. 5. Строительство мостов и труб. Справочник под ред. B.C. Кириллова, М. Транспорт, 1975г. 6. Шутов Е.Д. Обоснование рациональных способов строительства малых водопропускных дорог. Диссертация Л., 1984г.
Водопропускные трубы подразделяются: а) по роду материала на: - железобетонные - металлические - бетонные - каменные - деревянные б) по форме поперечного сечения звеньев на: - круглые - прямоугольные - овальные- трапецеидальные - эллиптические - треугольные В. по капитальности на: - постоянные - временные. г. по числу очков на : одноочковые многоочковые о е). по типу опирания на грунт на: - фундаментные безфундаментные Трубы состоят из следующих основных конструктивных элементов : - фундамента; - Тела трубы; - Входного и выходного оголовков; - гидроизоляции. д) по типу оголовков : - портальные - раструбные -воротниковые -коридорные -обтекаемые
Звенья по форме поперечного сечения подразделяются на три типа: ЗКЦ - звенья круглые цилиндрические; ЗКК - звенья круглые конические; ЗП - звенья прямоугольные. а) ЗКЦ звено круглое цилиндрическое с внутренним диаметром 125 см, длиной 150 см и с толщиной стенки 14 см; б) ЗП 100/ СЩ - звено прямоугольное с отверстием шириной 100 и высотой 150 см., длиной 100 см, толщиной боковых стенок 11см, предназначенное для эксплуатации в условиях воздействия среднеагрессивной щелочной среды. в) ЗКК 125/ – звено круглое коническое диаметром 125/132 см, длиной 150см и толщиной стенки 12см.
2. Строительство труб на автомобильных дорогах. Технологический процесс состоит из следующих операций: - подготовка строительной площадки; - разбивочные работы; - прием и размещение оборудования, материалов и. конструкций на строительной площадке; - устройство освещения строительной площадки; - разработка котлована под фундамент трубы и оголовки; -устройство щебеночной подготовки; -монтаж блоков фундамента, оголовков и звеньев трубы; - устройство гидроизоляции; -заполнение пазух котлована грунтом; -бетонирование лотков в пределах оголовков; - засыпка трубы грунтом.
Рис.1 Схема закрепления местоположения трубы на трассе.
Преимущества труб из гофрометалла: -высокая экономическая эффективность; -высокая эксплуатационная возможность; -простота монтажа элементов труб, возможность выполнения его небольшими звеньями рабочих в короткие сроки, что позволяет ускорять открытие движения транспорта по строящейся дороге; -малый вес конструкций, удобство транспортировки их любыми видами транспорта, что имеет особо важное значение при сооружении дорог в необжитых и труднодоступных регионах; -высокая сопротивляемость коррозии, обеспечиваемая устройством защитных покрытий и применением новых металлов, устойчивых против коррозии; -отсутствие мокрых процессов при сооружении труб в зимний период; -высокая степень индустриализации строительства; -возможность сооружения насыпей значительной высоты.
Виды сборных металлических гофрированных конструкций: ПрофильПролетПрименениеКруглый 1,5 – 7,0 м водопропускные трубы Вертикальный эллипс 1,5 – 6,5 м водопропускные трубы коммуникационные тоннели Труба-арка 1,5 -12,0 м а/д тоннели ж/д тоннели водопропускные трубы Переход 1,9 – 8,0 м пешеходные переходы Арка 2,0 -13,0 м а/д тоннели ж/д тоннели малые мосты Горизонтальный эллипс 2,6 – 9,0 м водопропускные трубы Грушевидный 1,5 -8,0 м водопропускные трубы тоннели
Виды сборных металлических гофрированных конструкций: ПрофильПролетПрименение Арка с высоким профилем 6,0 – 15,0 м а/д тоннели ж/д тоннели малые мосты Арка с низким профилем 6,0 – 15,0 м а/д тоннели малые мосты Квадратный 3,0 – 8,0 м водопропускные трубы тоннели
Виды гофрированных труб: Пролёт м (шаг -130 мм ) Стрела (шаг -50 мм ) Толщина стенки 2.7 – 7.0 мм Вес 1 пм трубы 191 – 1375 кг Допустимая высота насыпи 0.4 – 20.0 м Пролёт м (шаг -500 мм ) Стрела м (шаг-180 мм ) Толщина стенки 2.7 – 7.0 мм Вес 1 пм трубы 86 – 1077 кг Допустимая высота насыпи м Максимальный пролёт м (шаг -160 мм ) Пролёт у основания 5.94 – м(шаг -120 мм ) Стрела м (шаг -125 мм ) Толщина стенки 3.5 – 7.0 м Вес 1 пм арки 463 – 1893 кг Пониженное сечение Арочное сечение Высокопрофильная арка
Сборка гофрированных конструкций осуществляется поэтапно. Сборка гофрированных конструкций осуществляется поэтапно.
Открылки труб изготавливаются из коробчатых габионов, входные и выходные русла устраиваются из монолитного бетона и матрацев Рено. Открылки труб изготавливаются из коробчатых габионов, входные и выходные русла устраиваются из монолитного бетона и матрацев Рено.
Матрацы Рено широко используются для берегоукрепления опасных участков. Они представляют собой плоскостные конструкции заводского изготовления малой высоты и большой площади. Выполнены матрацы Рено из металлической сетки двойного кручения с шестиугольными ячейками, разделенными на секции при помощи диафрагм, устанавливаемых внутри баз матрацев Рено через каждый метр по длине, согласно ГОСТ Р Матрацы Рено широко используются для берегоукрепления опасных участков. Они представляют собой плоскостные конструкции заводского изготовления малой высоты и большой площади. Выполнены матрацы Рено из металлической сетки двойного кручения с шестиугольными ячейками, разделенными на секции при помощи диафрагм, устанавливаемых внутри баз матрацев Рено через каждый метр по длине, согласно ГОСТ Р
В проекте разработана технология и организация строительства автомобильной дороги. В проекте разработана технология и организация строительства автомобильной дороги. Проведенные расчеты показали правильность выбора метода строительства автомобильной дороги. Технологические карты и линейный календарный график показывают правильность, стабильность, своевременность и зависимость одной работы от другой, сроки строительства автомобильной дороги. Данный процесс организации работ наиболее приемлем в дорожном строительстве и при соблюдении всех норм и правил эксплуатации, автомобильная дорога будет обеспечивать круглогодичный пропуск заданных нагрузок на протяжении всего срока эксплуатации.