ПЛАН РАБОТЫ КАК ВИД ТВОРЧЕСТВА ( мастер - класс )
В творчестве реализуется универсальность человека, его неконечность, способность быть собой и другим. В творчестве реализуется универсальность человека, его неконечность, способность быть собой и другим.
План : Цели : Выявить проблемы Способы решения Конкретные шаги Помехи сейчас Помехи развитию Идея Реальность Фонды Цель? Средства Кто? Когда?
Сущность и значение планирования Установление реальных возможностей библиотеки при ответе на вопрос « Где мы находимся в настоящее время ?», определяются сильные и слабые стороны библиотеки, ее ресурсное обеспечение, наличие портфеля новых разработок. Установление реальных целей, отвечая на вопрос « Куда мы хотим двигаться ?». Оцениваются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность библиотеки, определяются цели и ограничения в их осуществлении. Установление способов достижения цели или ответ на вопрос « Как мы собираемся сделать это ?». В общих чертах и конкретно определяются основные задачи, ресурсы, оцениваются затраты.
Этапы планирования Определение миссии Контроль Выбор стратегии Формулирование цели и задач Выбор приоритетных направлений Определение ассортимента услуг, форм и методов Разработка формы плана Презентация плана Реализация плана.
Миссия школьной библиотеки Миссия библиотеки, т. е. целесообразность ее существования, то, что делает ее необходимой и уникальной. Формой выражения миссии, как правило, является Положение библиотеки, в котором определяются ее цели деятельности.
Выбор стратегии Стратегия ограниченного роста («от достигнутого»). Стратегия роста («двигаемся вперед»). Стратегия сокращения («последнее средство»). Стратегия сочетания различных альтернатив.
Цель и задачи Цели и задачи должны быть : конкретными, измеримыми, ориентированными во времени и на контингент учащихся достижимыми. Определяются в отношении всех направлений деятельности библиотеки - формирования фондов, обслуживания пользователей, воспитательная работа, повышения квалификации, пополнения материально - технической базы и т. д.
Выбор приоритетных направлений деятельности ( работа в группах )
Определение ассортимента библиотечных услуг и продуктов, оптимальности форм и методов практической деятельности ( совместная работа. )
Разработка формы плана ( примеры из практики )
Презентация планов Где? Кому? Как? Когда?
Реализация плана. Основные компоненты. Тактика. Краткосрочные текущие планы, в которых детализируется годовой план. Политика. Разработка дополнительных ориентиров во избежание неправильного использования планов. Процедуры. Дополнение к политике, определяющее набор действий, необходимый для конкретной ситуации. Правила. Набор действий, необходимый для гарантированной конкретной работы конкретными способами.
РЕЗЮМЕ РЕЗЮМЕ Необходимым условием развития библиотечной деятельности в настоящем и будущем является способность библиотекаря к стратегическому управлению, предполагающая умение смоделировать ситуацию, почувствовать необходимость изменений, разработать их стратегию, использовать надежные методы и воплотить эту стратегию в жизнь.