Тема занятия: Развитие общих коммуникативных навыков. Речь. Коррекционная задача: - Познакомить с видами речи; - Развивать общие речевые навыки; - Формировать языковые обобщения; - Развивать общую моторику. Образовательные задачи: - Учить слушать и слышать речь взрослого и сверстников. Воспитательные задачи: - Воспитывать «чувство языка»; - Прививать навыки культуры речевого общения; - Развивать любовь к языку, стихам, музыке. Оборудование: куклы «Винни Пух» и гномики, карточки, изображение на доске схемы предложения, книги, словари, магнитофонная запись песни «Первоклашка» на слова Ю.Энтина, муз.В.Шаинского.
План – конспект 1.Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет первый урок по развитию речи. Проверьте, все ли школьные принадлежности вы приготовили. 2. Сообщение темы занятия. Появляется кукла Винни-Пух. - Ребята, знаете ли вы его? Кто написал сказку «Винни - Пух и все-все-все»? (А.Милн.) - Здравствуй, Винни-Пух! Поздоровайся с ребятами. - Почему ты молчишь?
- Наверное, он так волнуется, что потерял дар речи. Он набрал в рот воды? - Кто может объяснить, что значит выражение «набрать в рот воды»? -Винни-Пух отдохнет и послушает нас, а затем поговорит с нами. - Ребята, кто скажет, что такое речь? - Зачем она нужна? - Кто ее создал? - Какое значение играет речь в нашей жизни?
3. Беседа по теме - Давайте расскажем Винни_Пуху, какой бывает наша речь. - Кто может прочесть название видов речи( устная, письменная)? - Для чего нам нужна устная речь? - А письменная? - Когда мы учимся письменной речи? - Кто знает, чему нас будут учить в школе? ( Читать и писать.) - Помогите Винни-Пуху расположить карточки со словами и условными обозначениями под названиями видов речи: Устная речь Письменная речь Слышим ( рядом изображение уха ) Читаем ( рядом изобр. книги) Говорим ( рядом изобр. губ. ) Пишем ( рядом изобр. ручки)
-Какой бывает речь? - Какую речь называют устной? - Почему письменная речь так называется? 4. Закрепление пройденного материала. -Посмотрите Винни-Пух отдохнул, и к нему вернулся дар речи. Он теперь может с нами разговаривать, общаться. -Для чего же еще нам нужна речь? Чтобы ответить на этот вопрос, расскажите Винни-Пух о празднике «День знаний ».
-Прослушайте отрывок из песни «Первоклашка» на слова Ю.Энтина и музыку В.Шаинского. Звучат следующие куплеты: Первоклашка, первоклассник, У тебя сегодня праздник. Он серьезный и веселый – Встреча первая со школой. Был вчера еще только ребенком, Ничего не поделаешь тут. Называли тебя дошколенком, А теперь первоклашкой зовут.
- Когда проходил праздник «День знания?» - Чем вам запомнился день 1 сентября? - Как проходила линейка? - Кто вас поздравлял с началом учебного года? - Как вы были одеты? - Какие сделали подарки вам? - Какие уроки были 1 сентября? - О чем вам рассказывали? - Итак, сейчас вы пользовались устной речью. Что она помогает вам узнать?
- Для чего нам нужна письменная речь? - Посмотрите на книжный уголок. Что мы узнаем из учебников, книг, словарей? (каждая книга демонстрируется, уточняется ее содержание.) -Вот сколько нового и интересного вы рассказали Винни-Пуху. Спасибо. -Скажите, для чего же нужна устная и письменная речь? (Она помогает нам узнать об окружающем мире, о жизни людей.)
5. Физкультминутка. -Прослушайте и выполните упражнения под следующее четверостишие: Мы сегодня рано встали И зарядку делать стали. (Дети шагают на место) Руки – вверх! Руки – вниз ( Дети поднимают и опускают руки) Влево, вправо повернись! (Ученики поворачивают корпус тела влево, вправо.) - Итак, речь нам помогает выполнять и различные упражнения, задания.
6. Составление рассказа по картинному плану. -Ребята, с этого дня Винни-Пух тоже будет учиться в школе, ему будут помогать гномики. Для этого каждый гномик должен найти дорогу в школу. Возьмите карандаши и начертите в рабочей тетради путь Винни-Пуха в школу. -Пока Винни-Пух идет по дороге в школу, мы должны успеть об этом сочинить небольшой рассказ. Дети рассматривают картинку, находят нужную для Винни-Пуха тропинку к школе, обводят ее. В ходе Выполнения задания дети составляют рассказ. Логопед воспроизводит его полное содержание.
- Вам понравился рассказ? - Красивая речь всегда понятна, доставляет радость. - Их можно не только написать или напечатать. Они изображаются горизонтальными линиями. Вертикальная черточка обозначает заглавную букву. Точка обозначает конец предложения. - Рассмотрите схему предложения на доске. 7. Развитие языковых представлений. - Рассмотрите схему и подберите к ней понравившееся предложение. - Итак, предложение содержит законченную мысль. - Предложение состоит из слов. Н-р: Ваза стоит. Я говорю. Ребята пишут.
8.Формирование языковых обобщений. - Прослушайте поговорку: Хорошая речь лучше меда. -Знакома ли она вам? - Скажите, о чем она? - Когда так говорят? В каких случаях уместно такое выражение? 9. Подведение итогов урока. -Какой бывает речь? - Чем устная речь отличается от письменной? -Из чего состоит речь? - Для чего она нужна? - С какой схемой мы сегодня работали? - Чему вы научились на уроке? 10.Домашнее задание. 11.Оценка деятельности детей.