нализ смысловой сферы школьников с разными уровнями профессиональной социализации Тема: «Психологический анализ смысловой сферы школьников с разными уровнями профессиональной социализации»
Цель: Выявить особенности смысловой сферы школьников с разными уровнями профессиональной социализации
Объект исследования: профессиональная социализация школьников Предмет исследования: особенности смысловой сферы школьников с разными уровнями профессиональной социализации
Задачи исследования: - проанализировать теоретико - методологические подходы к проблеме ранней профессиональной социализации школьников - выделить структуру ценностно-смысловой сферы старшеклассников. - выделить уровни ранней профессиональной социализации старшеклассников. - исследовать ценностно-смысловую сферу старшеклассников с разными уровнями профессиональной социализации.
Гипотеза: Старшеклассники с разными уровнями профессиональной социализации имеют различия в ценностно-смысловой сфере. Результаты исследования были апробированы на конференциях и опубликованы в изданиях ДАК МОН МС Украины
Анализ психологической литературы по проблеме исследования : Профессиональная социализация рассматривается как двусторонний процесс: становление личности в профессиональной среде, усвоение профессионального опыта и процесс активной реализации профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования. Исследованием занимались К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, В.М. Фармаковский, Э. Дюркгейм, Г. Тард,, П. Сорокин, Э. Эриксон и другие. Профессиональная социализация рассматривается как двусторонний процесс: становление личности в профессиональной среде, усвоение профессионального опыта и процесс активной реализации профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования. Исследованием занимались К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, В.М. Фармаковский, Э. Дюркгейм, Г. Тард,, П. Сорокин, Э. Эриксон и другие. Ценностно-смысловая сфера личности учащихся старшего школьного возраста включает в себя 2 основных компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Исследованием отдельных компонентов занимались Э. Шпрангер, В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз, М. Рокич, Д.А. Леонтьев и другие. Ценностно-смысловая сфера личности учащихся старшего школьного возраста включает в себя 2 основных компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Исследованием отдельных компонентов занимались Э. Шпрангер, В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз, М. Рокич, Д.А. Леонтьев и другие. Модель профессиональной социализации старшеклассников включает в себя 3 этапа: ранняя профилизация обучения старшеклассника; трансформация ценностно-смысловой сферы школьников; изменение жизненных планов и стратегий. Модель профессиональной социализации старшеклассников включает в себя 3 этапа: ранняя профилизация обучения старшеклассника; трансформация ценностно-смысловой сферы школьников; изменение жизненных планов и стратегий. Было обращено внимание на необходимость выявления уровней профессиональной социализации старшеклассников, инициирующих запуск изменений в ценностно-смысловой сфере личности. Было обращено внимание на необходимость выявления уровней профессиональной социализации старшеклассников, инициирующих запуск изменений в ценностно-смысловой сфере личности. Уровень профессиональной социализации определяется уровнем профессионального определения и его реалистичностью. Уровень профессиональной социализации определяется уровнем профессионального определения и его реалистичностью.
В результате эмпирического исследования выделено 5 уровней профессиональной социализации: 1- й уровень: Старшеклассники с низкой реалистичностью профессионального выбора, познавательные интересы неустойчивы. Не проявляется желание получить дополнительную информацию по профессии или профилю за счет дополнительных занятий. 2- й уровень: Старшеклассники с низкой реалистичностью и осознанностью профессионального выбора. Уровень познавательных интересов в профессиональной области низкий. Результативность невысокая.
3- й уровень: Старшеклассники имеют представление о том, какую они хотят приобрести профессию. Реалистичность невысока. Результативность выше, но самостоятельной деятельности нет. 4- й уровень: Старшеклассники с высокой реалистичностью и осознанностью профессионального выбора. Устойчивые познавательные интересы. Стремление к исследовательской самостоятельной деятельности неустойчиво. 5- й уровень: Старшеклассники с высокой реалистичностью и осознанностью выбора профессии. Высокий уровень стремления получить дополнительное образование в границах своего выбора и высокая результативность такого участия.
Выводы по работе: Эмпирически выделено 5 уровней профессиональной социализации школьников. Критериями для выделения уровней являются академическая результативность, устойчивость познавательных интересов, дополнительное образование, реалистичность и осознанность выбора. Эмпирически выделено 5 уровней профессиональной социализации школьников. Критериями для выделения уровней являются академическая результативность, устойчивость познавательных интересов, дополнительное образование, реалистичность и осознанность выбора. Ценностно-смысловая сфера старшеклассников с разными уровнями профессиональной социализации имеет статистически достоверные отличия на каждом уровне. Ценностно-смысловая сфера старшеклассников с разными уровнями профессиональной социализации имеет статистически достоверные отличия на каждом уровне.