Органы дыхания человека Учитель биологии МОУ « Езвинская СОШ» Касьянова Светлана Валентиновна ( урок с элементами моделирования)
Цели и задачи урока - раскрыть значение органов дыхания; -раскрыть взаимосвязь органов дыхания и органов кровообращения; - показать роль кислорода в энергетическом обмене; -познакомиться со строением и функциями органов дыхания; Рассмотреть функции гортани как органа голосообразования.
Задания на повторение или подготовка к новой теме Объясните схему 1. Клетка--- ткань--- орган---- система органов ---- организм 2. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Что это? Назовите их функции
План работы 1. Значение дыхания 2. Связь дыхательной и кровеносной системы. 3. Органы дыхания: строение и функции 4. Закрепление: - заполнение таблицы сиспользова- нием учебника, - проблемные вопросы - «собери модель» -тест -заполнение листа достижений, рефлексия
И это все о воздухе:. поговорка « Это нужно нам как воздух!» выражает потребность организма в воздухе; В 1846 году на судне « Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись во время шторма в трюме, хотя судно осталось невредимым. Почему все погибли? Ответ прост: им не хватило воздуха. Ведь никто не знал, что для дыхания человеку необходимо 2 куб. м в час.
Что такое дыхание? Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.
Процесс дыхания состоит из четырех этапов: 1)обмен газов между воздушной средой и легкими; 2)обмен газов между легкими и кровью; 3)транспорт газов кровью; 4)газообмен в тканях.
Органы, которые проводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи.
Носовая полость Строение: состоит из нескольких извилистых носовых ходов. Внутренняя поверхность выстлана мерцательным эпителием. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных капилляров. Функции: согревание, увлажнение воздуха и очищение его от пыли; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния). Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается ротовая полость. Из глотки воздух попадает в гортань.
Гортань – орган голосообразования Строение: широкая трубка, напоминающая воронку, состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник. Функции: Защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков.
Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку. Бронхи Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха. Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.
Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м 2. Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.
Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол. Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.
Органы дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.
Различают легочное дыхание, обеспечива- ющее газообмен между воздухом и кровью тканевое дыхание, осуществляю- щее газообмен между кровью и клетками тканей.
Заполнить таблицу Орган дыханияСтроениеФункция Носовая полость ?Согревает, увлажняет, очищает ? ?Проводит воздух в гортань ГортаньВид воронки Стенки образованы хрящами Имеет голосовые связки ? Трахея ?Проводит воздух в ? Бронхи? Входят в левое и правое легкое ? Диаметр трубочек уменьшается ? Проводят ?
Используя таблицу в тетради, объясните следующие факты: 1. Почему дыхание через нос предпочтительнее, чем через рот? 2. Щелкните себя по щеке – получился тихий звук. Надуйте щеку и щелкните по надутой щеке- звук громкий и звучный. Почему?
Собери модель Класс делится на 2 – 3 группы по 5 человек.. Из предложенного материала составьте модель органов дыхания. Каждый ученик выбирает материал для одного органа дыхания и объясняет свой выбор. Вместе группа собирает органы дыхания.
Дополни предложение 1.Газообмен между легкими и тканями происходит в … 2. Воздух из трахеи попадает в … 3. Гортань образована … 4. Верхние дыхательные пути….
Заполнение листа достижений Я знал….. Я узнал…….
Домашнее задание Параграф 22 Задача: человек вдохнул сахарную пудру и через 10 минут почувствовал сладкий вкус во рту. Объясните это явление?