Мозговой штурм
Мозговой штурм – способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Задачи: Творческое усвоение школьниками учебного материала; Связь теоретических знаний с практикой; Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Подготовка к мозговому штурму: Определение цели занятия, конкретизация учебной задачи; Планирование общего хода занятия; Определение времени каждого этапа занятия; Подбор вопросов для разминки; Разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей.
Правила: 1. Никто не может претендовать на особую роль. 2. Запрещаются взаимные критические замечания. 3. Все идеи, даже фантастические, приветствуются. 4. Решение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение. 5. Количество идей неограниченно.
ИНСТРУКЦИЯ Внимание! Помните, что во время «мозгового штурма» вы не должны обсуждать, какая идея хорошая, а какая плохая. Оценка ваших идей будет сделана позже – после «мозгового штурма».
Этапы мозгового штурма
Организационный (10 минут) 1) Музыкальное сопровождение перед началом работы 2) Введение в урок 3) Обозначение проблемы 4) Знакомство с правилами штурма 5) Формирование и размещение групп
Разминка (10 минут) Цель- помочь освободиться от стереотипов (вопросы на сообразительность). При затруднении преподаватель сам может выдвинуть 1-2 ответа на вопросы.
Штурм 1 этап (5 минут) 1) Постановка проблемы, 2) Уточнение задачи, 3) Критерии оценки идей, 4) Повторение правил мозгового штурма 5) Выбор эксперта (1 человек в группе), который записывает выдвигаемые идеи.
Правило ведущего: не вмешиваться в работу групп, возвращать группу в рабочее состояние.
Штурм 2 этап (15 минут) Основной этап, когда выдвигаются идеи.
Штурм 3 этап (15 минут) Этап отбора и оценки полученных идей, во время которого эксперты объединяются для отбора лучших идей, согласно критериям. Желательно экспертов изолировать от основной группы. Основная группа должна быть занята играми, несложными конкурсами.
Штурм 4 этап (10-15 минут) Заключительный этап. Сообщение результатов о количестве предложений. Защита авторов лучших идей. Коллективное обсуждение. Педагог подводит итоги, дает общую оценку работы групп.