История развития экологии как науки Автор : учитель биологии Синдеева Елена Анатольевна МКОУ « Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А. А. Кудрявцева » Каменский район Тульская область
1 этап. Зарождение и становление экологии как науки До 60- х г. г. XIX века На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и не были осознанными, но с течением времени они послужили источником накопления экологических знаний. Уже в самых древних из известных нам письменных источниках не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведения об их образе жизни.
Аристотель ( до н. э.) В « Истории животных » различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Интересовали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т. д.
Вопросы строения и жизни организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителей и философов, как Теофраст (372–287 гг. до н. э.) « История растений » Плиний Старший н. э.) « Естественная история »
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Описание животных сопровождалось сведениями об их поведении, повадках, местах обитания.
Роберт Бойль ( ) Первым осуществил экологический эксперимент Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных
Карл Линней ( гг.) « Экономия природы » « Общественное устройство природы » Под « Экономией » Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел. Сравнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам.
Важные наблюдения, оказавшие влияния на развитие экологии, были выполнены учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века.: Степан Петрович Крашенинников ( ) – « Описание земли Камчатки », Иван Иванович Лепёхин ( ) – « Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адьюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства » Петр Симон Паллас ( ) – « Описание животных российско - азиатских »
Жан Батист Ламарк ( ) Автор первого эволюционного учения Считал, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
Карл Францевич Рулье ( ) Профессор Московского университета В своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений их среды.
2 этап. Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний 60- е гг. XIX в. – 50- е гг. XX в.
Чарльз Дарвин ( ) Основатель учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Эрнст Геккель ( ) Предложил термин «экология» Дал определение науки «экологии» Экология - познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».
В XX В. БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИИ ВНЕСЛИ ТАКИЕ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ, КАК Климент Аркадьевич Тимирязев ( ) Василий Васильевич Докучаев ( ) Владимир Николаевич Сукачев ( )
Владимир Иванович Вернадский ( ) Создавал учение о биосфере. Показал, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете. Приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека ; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Вводит новое понятие – ноосфера, что означает « мыслящая оболочка », т. е. сфера разума.
3 этап. Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды 50- е гг. XX в. – до настоящего времени
Прогрессирующее загрязнение окружающей среды и резкое усиление воздействия человека на природу Осознание роли экологических знаний Понимание того, что деятельность человека угрожает самому существованию человечества. Экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.
Методы исследования в экологии Натуральные наблюдения Эксперименты в естественных условиях Лабораторные опыты Математический анализ ( моделирование )
В период своего возникновения экология была составной частью биологии. Современная экология тесно переплетается с целым рядом смежных наук ( биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура и т. д.)
Научные отрасли и дисциплины экологии Популяционная экология Географическая экология Химическая экология Промышленная экология Экология растений Экология животных Экология человека
Вывод : 1. Современная экология – универсальная, бурно развивающая, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. 2. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.