Первое путешествие в страну Поэзию Такая страна существует!

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
литература живопись музыка архитектура скульптура кинематограф танец театр Виды искусства.
Advertisements

Составление рифмованного текста Мастер-класс (разработала учитель русского языка и литературы Лопандинской СОШ Терентьева О.Е.) литературы Лопандинской.
Цели урока О Тютчеве. Родители поэта. Любовь поэта Памятник Тютчеву. Пейзажи к стихам Гимн природе. Словарная работа. Зима. Осень. Весенние воды. Тренинг.
Константин Дмитриевич Бальмонт ( ) Константин Дмитриевич Бальмонт ( )
И.И.Левитан «Золотая осень». Окрестности села Овстуг Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
Чем отличается проза от поэзии? Рифмы. История стихосложения.
ВЕСНА ! ! ! ВЕСНА ! ! ! ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ВЕСНЕ. Зима не даром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.
Горбунова Наталья Ивановна МОУ Остроленская СОШ Нагайбакский район Челябинская область.
Как весело стихи свои вести Под цифрами, в порядке, строй за строем, Не позволять им в сторону брести, Как войску, в пух рассыпанному боем! Тут каждый.
РИФМА- созвучие окончаний стихотворных строк По - гречески слово «РИФМОС»означает «СТРОЙНОСТЬ», «СОРАЗМЕРНОСТЬ».
И.И.Левитан «Золотая осень». Окрестности села Овстуг Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
Что изучает физика? Задумывались ли вы над тем, какой путь прошло каждое из этих достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них? К технике.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
ТЕМА: Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». ХОД УРОКА: «После долгой-долгой зимы, когда в полях еще белеет снег, а в небе уже поют первые жаворонки, я невольно.
Федор Иванович Тютчев ( ) Тютчев Федор Иванович родился 5 декабря в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Детские годы прошли в.
Лирический герой – условный образ человека, который делится своим настроением, мыслями, чувствами. Он близок автору, но не равен ему. Лирический герой.
Фёдор Иванович Тютчев. Фёдор Иванович Тютчев 1803 ̶ 1873.
СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. Мчатся тучи, вьются тучи 1234.
Краткие биографические сведения: Родился в 1803 году. Первое своё стихотворение этот поэт написал в 14 лет, а первая его книжка вышла, когда ему было.
Стихи и проза. Ритм и рифма. Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, дышит, Как он дышит, так и пишет,- Не стараясь угодить. Маклак Л.В.
Транксрипт:

Первое путешествие в страну Поэзию

Такая страна существует!

Незнайка в стране Поэзии

Можно ли научиться писать стихи?

Что такое стихи? Чем отличаются стихи от прозы?

Стихи – это особый тип художественной речи, строго ритмически организованный Ритм и рифма – главные признаки стихотворения

Ритм – это чередование ударных и безударных слогов, пауз

Кто автор этих строк? Н едаром злится зима, Её пора прошла. Весна стучится в окно и гонит со двора…

Фёдор Иванович Тютчев Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора».

_ _, _ _, _ _, _ _ _, _ _, _ _, _ _, _ _, _ _, _ _ _, _ _, _ _, Обозначим ударные и безударные слоги в этом четверостишии:

Биение сердца Смена дня и ночи Музыка, танец, стихи Морской прибой Смена времён года Ритм

Задание: расставьте слова по местам, сохраняя стихотворный ритм: мой, все, незваной, то, эту, твой, мой, чуть «Посади ты …………………. птицу, Молвил он царю, - на спицу, Петушок ……………….. золотой Будет верный сторож ………. : Коль кругом …………. будет мирно, Так сидеть он будет смирно, Но лишь ……………. со стороны Ожидать тебе войны, Иль другой беды …………………….., Вмиг тогда ……………….. петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенётся И в …………. место обернётся».

Задание: в четверостишии изменён порядок слов. Восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами. «Серебро, огни и блёстки,- Из серебра целый мир! В жемчугах горят берёзки, Вчера чёрно-голые…»

Рифма – это созвучие окончаний слов в стихотворной строке Рифма Перекрёстная А Б Парная А А Б Б Опоясывающая АББА

Николай Михайлович Языков «Буря» «Громадные тучи нависли широко Над морем и скрыли блистательный день. И в синюю бездну спустилась глубоко И в ней улеглася тяжёлая тень; Но бездна морская уже негодует, Ей хочется света, и ропщет она, И скоро, могучая, встанет грозна, Пространно и громко она забушует». Задание : какие слова рифмуются в этом стихотворении? Назовите способ рифмовки.

«Люблю грозу в начале мая…» «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом» Стих – в переводе с греческого означает «ряд»,одна стихотворная строчка. Строфа – это группа стихов, объединённая определённой системой рифмовки и ритма.

«Как весело стихи свои вести Под цифрами, в порядке, строй за строем, Не позволять им в сторону брести, Как войску, в пух рассыпанному боем! Тут каждый слог замечен и в чести, Тут каждый стих глядит себе героем, А стихотворец… с кем же равен он? Он Тамерлан иль сам Наполеон».

Поиграем в буриме ( буриме – игра на составление стихов по заданным рифмам ) 1.……………………………………… ходит ………………………………….. ненастный ………………………………………. чему..……………………………………….. ему...……………………………………… сводит...……………………………………… вод...…………………………………….. плывёт..……………………………….прекрасный 2. ………………………………. неутешен …………………………………… грешен ……………………………………. пустой..……………………………………… другой …………………………………… молодица..…………………………………….. царица

3. ……………………………………… бесёнок..………………………………………. котёнок..……………………………………… мужичок..…………………………………………… оброк.………………………………………. слыхали ………………………………………….. печали Играем в буриме

Что такое настоящие стихи?

«Жил кораблик, весёлый и стройный Над волнами как сокол парил, Сам себя, говорят, он построил. Сам себя, говорят, смастерил. Сам смолою себя пропитал, Сам оделся и в дуб и в металл, Сам повёл себя в рейс – Сам свой лоцман, Сам свой боцман, Матрос, Капитан. Новелла Матвеева «Кораблик»

Шёл кораблик, шумел парусами, Не боялся нигде ничего. И вулканы седыми бровями Поводили при виде его…

Шёл кораблик по летним морям, Корчил рожи последним царям, Все ли страны в цвету, Все ль на месте – Всё записывал, всё проверял.

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки С ним встречались другие суда: Постоят, посудачат минутку И опять побегут кто куда.

Шёл кораблик, о чём-то мечтал, Всё, что видел, на мачты мотал, Сам свой лоцман, Сам свой боцман, Матрос, Капитан».

Стихотворение как произведение искусства ритмчувстванастроениерифмаглубина мысли

Какие произведения называются лирическими?

В них выражаются различные мысли, чувства и впечатления, испытываемые или переживаемые героем Обычно они создаются в стихотворной форме, которая характеризуется ритмом и рифмой Это стихотворения, песни, поэмы Лирические стихотворения

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Образ лирического героя не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям.

Задание: назовите автора этих строк. С помощью каких согласных звуков и сочетаний звуков поэт передаёт движение воды, шум весенних ручьёв? «Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…» Звукопись – это повторение одних и тех же звуков или сочетаний одних и тех же звуков.

Научиться писать стихи трудно, для этого нужны способности, талант, а вот научиться их читать, понимать, чувствовать – можно и необходимо. Это очень важно, потому что стихи – настоящее чудо. Они дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас красивее, умнее, лучше.

Ответим на вопросы. 1.Чем стихотворения отличаются от прозаических произведений? 2.Что такое ритм и рифма? Какие виды рифмы вы знаете? 3.Какие произведения называются лирическими? В какой форме они обычно бывают? Назовите характерные признаки этой формы. 4. Что такое «звукопись»? 5.Можно научиться писать стихи? 6. Нужны ли стихи людям?

Домашнее задание : прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Как я пишу стихи». Определите главную мысль этого произведения. Попробуйте написать если не стихи, то рифмованные, объединённые смыслом строчки (буриме) : солнце – оконце, свет – привет. «Рождается внезапная строка, За ней встаёт немедленно другая, Мелькает третья ей издалека, Четвёртая смеётся набегая. И пятая, и после, и потом, Откуда, сколько, я и сам не знаю, Но я не размышляю над стихом И, право, никогда – не сочиняю».

До новых встреч!