56 ДА! энергоэффективности Создание демонстрационных аудиторий (ДА) по энергосбережению и энергоэффективности на базе 56 центров обучения и консультирования работников сферы образования Российской Федерации
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации Создано 22 декабря 2009 года на базе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (Объединение «Росинформресурс» с 1966 г.); Учреждение, подведомственное Министерству энергетики Российской Федерации обеспечивает реализацию Федерального закона от 23 ноября 2009 года 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...»; Единая площадка для взаимодействия всех участников рынка энергоуслуг, выполняющая информационно- аналитические функции; Оператор Государственной Информационной Системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (ГИС ЭЭ); В соответствии с результатами конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации п-Ф-110 ФГБУ «РЭА» Минэнерго России определено исполнителем для реализации проекта по созданию 56 центров обучения и консультирования работников сферы образования по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности.
3 Предпосылки создания демонстрационных аудиторий энергоэффективности Отсутствие культуры бытового поведения в отношении энергосбережения среди населения, в том числе среди молодежи, обучающейся в образовательных учреждениях; Инертность и низкий уровень энергетической грамотности населения; Негативное восприятие государственной политики энергосбережения (как «запретительных» государственных мер – запрет ламп накаливания, повышение тарифов и т.п.) среди руководящего, инженерно-технического, эксплуатационного и профессорско - преподавательского состава образовательных учреждений; Непонятные для широких слоев населения государственные инициативы (Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ и пр.); Необходимость в структурировании и разъяснении методологической информации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
4 Что такое ДА энергоэффективности? Демонстрационные аудитории энергоэффективности – это: многофункциональное пространство, оснащенное современными мультимедийными технологиями; информация об инновациях и новых перспективных идеях; демонстрация объектов и решений в области энергосбережения: оборудования, конструкций, бытовой техники, потребительских товаров. Основная функция ДА энергоэффективности – площадки для обучения: экспозиции; учебные программы; экскурсии; презентации.
5 Цели проекта Создание сети демонстрационных комнат (аудиторий) на базе 56 образовательных учреждений Российской Федерации; Обеспечение 48 демонстрационных аудиторий стажировочными площадками обучения для руководителей и специалистов образовательных учреждений по вопросам реализации мероприятий по энергоэффективности; Обеспечение бессрочного функционирования демонстрационных аудиторий, начиная с 2012 года; Реализация проекта рассчитана на 2012 – 2013 гг.
6 Задачи ДА энергоэффективности (I) Информирование представителей целевых аудиторий о ходе и результатах реализации федеральной программы энергосбережения; Формирование позитивного отношения со стороны персонала образовательных учреждений, преподавательского состава и учащихся, широких слоев населения, профессиональных и экспертных кругов, средств массовой информации; Разъяснение представителям целевых аудиторий о безопасности и экономической выгодности энергосберегающих устройств и преимуществ использования энергоэффективного оборудования; Ознакомление представителей целевых аудиторий с существующими решениями, нормативами, правилами и стандартами в сфере энергосбережения, а также методами и приемами снижения энергопотребления в быту и на производстве.
7 Задачи ДА энергоэффективности (II) Информирование представителей целевых аудиторий об основных передовых технологиях повышения энергоэффективности, производителях и поставщиках энергоэффективной продукции и оборудования; Формирование бережливой модели потребления энергоресурсов у посетителей демонстрационных аудиторий; Преодоление противодействия представителей целевых аудиторий изменениям, связанным с реализацией государственной политики энергосбережения и повышения энергоэффективности в Российской Федерации; Организация «обратной связи» представителей целевых аудиторий с производителями и поставщиками энергосберегающих технологий, а также с представителями федеральных и региональных органов государственной власти; Включение информации о современных энергосберегающих технологиях в образовательный процесс.
8 Аудитория проекта Минимальная посещаемость одной комнаты (аудитории) – человек в год Лица, ответственные за энергосбережение и энергоэффективность в образовательных учреждениях Студенты и аспиранты всех учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования Обучающиеся по программам послевузовского профессионального образования Представители органов государственной власти, ответственные за энергосбережение Руководители и специалисты предприятий малого, среднего и крупного бизнеса Представители СМИ Представители общественных организаций Ученики старших классов всех учреждений среднего общего образования Профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений Приоритетная аудитория
9 Критерии выбора ВУЗов Расположение учебных корпусов в центральной части города, либо в студенческих городках, где находятся несколько образовательных учреждений. 1. Учебные заведения с максимальным количеством студентов и аспирантов из числа ВУЗов данного города, имеющие факультеты, отделения и кафедры инженерно-строительного, архитектурного, политехнического, электротехнического и энергетического профиля. 2. ВУЗы, имеющие опыт организации подразделений дополнительного образования по энергосбережению и энергоэффективности Расположение в субъектах Российской Федерации, с максимальным количеством образовательных учреждений, а также обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Помещения с отдельным входом, оснащенные системами кондиционирования, вентиляции, обогрева, водоснабжения и пр. Местоположение Требования к помещению Профиль ВУЗаСоциогеографические требования
10 Направления деятельности ДА Экспозиционно-демонстрационная Экскурсионно-презентационная Информационно – справочная Учебно-образовательная Консультационная Научно-методическая Информационно-аналитическая Просветительско-популяризаторская Редакционно-издательская Рекламно-информационная Координационная Информационно-коммуникационная и пропагандистская
11 Уровни экспозиции ДА Интегрированный. Помещения ДА оснащены современными энергосберегающими системами и используют энергоэффективные технологии при отоплении, освещении и прочей эксплуатации; Постоянные экспозиции. Компании-участники представляют свою продукцию, технические решения и идеи в виде инсталляций и стендов, как реально действующих, так и моделей; Мобильные презентации. Мониторы, управляемые панели, передвижные конструкции могут представлять самую разную информацию от рекламных материалов и фильмов, до интерактивных экскурсий и игр.
12 Разделы экспозиции ДА Глобальная энергетика Энергобаланс страны и перспективы до 2030 г Закон об энергосбережении Федеральная программа энергосбережения Энергосбережение в бюджетном секторе Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности ВУЗа Методы энергосбережения в офисе Методы энергосбережения в быту Умный дом – системы автоматизированного управления Приборы учета расходования энергии Отопление Кондиционирование Естественное освещение Электроосвещение Бытовые электроприборы Горячее водоснабжение Холодное водоснабжение Водоотведение Энергоаудит Энергосервисные контракты Методы сбережения в ЖКХ Методы энергосбережения в жилищном строительстве Методы энергосбережения на транспорте Методы энергосбережения при производстве и транспортировке энергии Альтернативные источники энергии Обзор структуры традиционного энергопроизводства и энергопотребления Энергия тепла Атомная энергетика Местные виды вторичного топлива Вторичные ресурсы Ветроэнергетика Биоэнергетика Солнечная энергетика Энергия воды
13 Экспозиционные материалы ДА Компании-партнеры могут предоставлять для ДА энергоэффективности: Действующие серийные образцы оборудования, техники, инструментов, измерительных приборов, материалов, конструкций и систем, а также их важнейшие узлы и детали (далее именуемые «ЭЭ-продукция»); Действующие модели, симуляторы, тренажеры и специально подготовленные демонстрационные образцы ЭЭ- продукции; Копии, муляжи, модели, макеты, инсталляции, имитации ЭЭ – продукции; Фотографии, фото коллажи, голограммы, рисунки, стереоизображения, графические изображения, в том числе объемные (2D, 3D), схемы, пиктограммы, чертежи, эскизы ЭЭ-продукции; Схемы, карты, плакаты, ландшафтные макеты, демонстрирующие схемы и принципы использования ЭЭ технологий; Видео-фильмы, анимационные фильмы, аудио-программы, фонокомментарии, мультимедийные презентации; Тексты, копии документов, графики, диаграммы, таблицы, посвященные реализации программы энергосбережения и повышения энергоэффективности; Методическую, информационно-справочную, научно-техническую и просветительскую литературу; Рекламно-информационные и рекламно-агитационные печатные материалы; Сувенирную и подарочную продукцию.
14 Экспозиционное решение* *За основу взято экспозиционное решение Красноярского демонстрационно-образовательного центра энергоэффективности и инноваций, открытого ФГБУ «РЭА» Минэнерго России в 2011 г.
15 Преимущества участия Возможность наглядно продемонстрировать аудитории преимущества энергоэффективных решений и продукции; Возможность размещения экспозиций на долгосрочной основе; Не требуются финансовые вложения; Широкая география проекта; Профильная аудитория проекта; Широкий охват аудитории; Федеральная PR-поддержка проекта; Низкая стоимость контакта.
16 Тайминг проекта Согласование перечня экспозиционных материалов Заключение соглашения о намерениях 2011 г. Заключение контракта на предоставление экспозиционных материалов Создание четырех пилотных ДА в городах Барнаул, Ростов-на- Дону, Мурманск, Воронеж Создание 36 ДА Создание 16 ДА 2012 г г.
17