Урок по физике в 9 классе Подготовил учитель физики МОУ лицея 5 Терехова Наталья Николаевна 2008г.
Тема урока: Радиоактивные превращения атомных ядер
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных И гений, парадоксов друг И случай, бог изобретатель. А. С. Пушкин
Цель урока: Сформулировать правила альфа- и бета- распада, законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивном превращении; Развивать мыслительную деятельность учащихся, умение самостоятельно работать, анализировать таблицы; Воспитывать дисциплинированность учащихся на уроке.
План урока: Тестовое задание Обобщение знаний об атоме Сравнительная характеристика радия и радона Физкультминутка Правила смещения Ф. Содди Решение задач Самостоятельная работа Домашнее задание Итоги урока
Проверь себя!(1часть) Выполни задание: Внимательно прочитай задание и выбери правильный ответ, запиши ответ на листе. Время выполнения – 7минут.
Проверь себя!(2часть) Ответь на вопросы: 1)расскажите о составе атома; 2)что такое изотопы? Чем они отличаются друг от друга? 3)почему атомное ядро не распадается на отдельные нуклоны? 4) решите задачу: упражнение 43(1)
Радиоактивные превращения атомных ядер В результате атомного превращения образуется вещество совершенно нового вида, полностью отличное по своим физическим и химическим свойствам от первоначального вещества. В 1903 г. Появилась совместная работа Э. Резерфорда и Ф. Содди об изучении радиоактивности радия Физические свойства Химические свойства Агрегатное состояние Масса ядраЗаряд ядраЧисло электронов Металл Радий твердое Инертный газ Радон газ22286
Физкультминутка!!! Здоровье – все, но все без здоровья – ничто! Сократ
Запомни и запиши!!! Правила смещения Ф. Содди 1.X A Z = Y A-4 Z-2 + He X A Z = Y A Z+1 + e 0 -1 Закон сохранения массового числа и заряда Сумма зарядов ( массовых чисел) продуктов распада равна заряду ( массовому числу) исходного ядра
Решение задач 1. Определите ядро какого химического элемента образуется из углерода14 в результате бета-распада. 2. Ядро изотопа висмут-211 получилось из другого ядра после альфа- и бета- распадов. Что это за ядро? 3. Сколько альфа- и бета- распадов происходит в результате превращения радия-226 в свинец-206?
Самостоятельная работа Вариант -1 Ядро полония-216 образовалось после двух последовательных альфа-распадов. Из какого ядра оно образовалось? Вариант –2 Во что превращается уран238 после альфа- и двух бета- распадов?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучи записи в тетради; Пункт 63 Выполни упражнения 43(3,4), 48
ИТОГИ УРОКА: Спасибо за активную работу на уроке! Каково значение эпиграфа для нашего урока? О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных И гений, парадоксов друг И случай, бог изобретатель. А. С. Пушкин
литература 1.А. Перышкин, Е. Гутник Физика. Учеб. Для 9кл. Общеобразовательных школ, А. И. Семке. Уроки физики в 9-м классе, Л.А. Кирик. Физика-9. Сборник задач.- М.: Илекса,2003.
Дополнительные задачи 1. Сколько альфа- и бета-частиц теряет ядро тория-234 при превращении в ядро радона-222? 2. Цезий-137 излучает 3бета и 5-гамма-частиц. Какое ядро при этом получается? 3. Определите число протонов и нейтронов в ядрах берклия-243 и америция-243. В чем отличия этих ядер и в чем сходство? 4. Изотоп кальция-45 биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция -45 радиоактивно. Напишите реакцию. 5. Кобальт -60 используется в медицине для лечения и терапии злокачественных образований и воспалительных процессов. Этот изотоп кобальта бета- и гамма-радиоактивен. Напишите реакции. 6. Углерод -14 используется для исследования процессов обмена веществ, а также при изучении фотосинтеза растений. Этот изотоп бета-радиоактивен. Запишите реакцию.