Материалы к заседанию школьного методического объединения классных руководителей.
зачастую является следствием нарушений взаимосвязей с микросредой, в которой он живёт.
Внешне совершенно обычный ребёнок может быть внутренне одиноким, потому что до его переживаний и интересов никому нет дела. Такие ребята стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи.
Родители так боятся, что их дети наделают ошибок, что полностью их контролируют, что рождает инфантильность, несамостоятельность, личную несостоятельность. При ослаблении контроля старших ребёнок оказывается дезориентированным в своём поведении. Такие дети часто оказываются вовлечёнными в противоправные действия.
В семьях, где детям ни в чём не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых удовольствий и благ. Нередко « слепая » родительская защита детей порождает в них уверенность в своей безнаказанности. Отсутствие привычки к разумному ограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые ими под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
Излишняя суровость, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания. Всё это разрушает атмосферу доверия и взаимопонимания, нередко толкая детей на преступления.
Сохраняйте спокойствие и достоинство : криками и угрозами вы ничего не добьётесь. Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов. Сохраните доверие ребёнка к себе. Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где - то посередине. Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки. Не позволяйте собою манипулировать. Не исправляйте за ребёнка его ошибки. Меньше говорите, больше делайте. Установите разумные границы контроля. Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему. Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.
Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний учащихся. Готовность замечать прежде всего недостатки, скорее ругать, чем хвалить. Негативные установки в отношении некоторых учащихся ( отождествление личности ученика и его поведенческих проявлений : навешивание ярлыков, отсутствие чуткости, индивидуального подхода ). Низкий профессиональный уровень учителя ( отсутствие дифференцированного подхода, перегруженность на уроке и дома ). Недостатки организационного характера в работе с детьми в группе риска ( запоздалое выявление, поверхностное изучение, отсутствие продуманного плана работы, шаблонность форм воспитания, непривлекательность мероприятий ).
Предписывающие замечания : Приказы, команды, указания - Выплюнь сейчас же резинку - Прекрати вертеться ! Предостережения. Угрозы. - Ещё раз придёшь без дневника – будешь стоять перед директором. Нотации,. Проповеди. - Ты бы лучше учился, а не за девчонками подглядывал. Поучения. - Книги для чтения, а не рисования. Советы. Предписания. - Девочки, обсудите свои проблемы на перемене. Подавляющие замечания. Обвинение. Осуждение. - Когда в школе драка, я знаю, что ты там. Обзывание. Насмешка. - Вы скачете, как стадо диких обезьян. Интерпретация. Анализирование. - Написано неплохо, хорошо бы твои недюжинные способности распространялись и на орфографию. Поощрение. Авансирование. - У тебя достаточно ума, чтобы стать отличником. Допрашивание. Расследование. - Кто это сделал ? Отвечайте ! Косвенные замечания, включающие в себя насмешку, поддразнивание. - Подождём, когда наш клоун закончит выступление.
Безоценочное ( неосуждающее ) описание ситуации, неприемлемой для педагога - Когда меня перебивают во время объяснения … Значимый эффект ( проблема ) … я могу потерять мысль … Точное описание своего чувства … поэтому я чувствую раздражение … Желаемое действие … и я хотела бы, чтобы вы высказались после того, как я закончу свою мысль.
Общение вне школы и семьи с близкими по духу людьми, где никто не ругает за плохую успеваемость или проступки. Напротив, там « понимают », одобряют и поддерживают. Учёные установили, что в группе более ярко выражено отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем в каждом её представителе отдельно.
Вовлечение в сферу дополнительного образования Участие в органах самоуправления Организация любительской самодеятельности Социально - ориентированное творчество ( детские социальные проекты ) Изменение отношений « педагог - ребёнок »