Заседание Школы молодого педагога 2 Тема « Психология общения »
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися. Педагогическое общение обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащихся. Только в том случае, когда в момент организации совместной деятельности учителя и учащихся устанавливается взаимосвязь педагогических и воспитательных задач, можно говорить о педагогическом общении. Педагогическое общение – особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально – ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 1. Авторитарный – реализуется с помощью тактики дидакта и опеки. Приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. 2. Попустительский –педагог минимально включается в деятельность, снимает с себя ответственность за её результат. 3. Демократический –педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация.
РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ 1.Отношение педагога к учащемуся как «родитель – дитя» Родитель Дитя «Ты – тупой!», «Ты – трус!», «Ты – безответственный человек!», «Негодяй!» и т.д. В данном случае отмечается манера оценивать(как негативно, так и позитивно) личность ребёнка в целом, а не конкретно его поступки.
РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ 2. Отношение педагога к учащемуся как «родитель – взрослый» Родитель Взрослый Обращение к подростку, как к взрослому. Это наиболее трудный жанр педагогического общения, но в то же время здесь отчётливо выступает педагогическое мастерство учителя.
РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ 3.Отношение педагога к учащемуся как «взрослый – родитель» Взрослый Родитель « Я прошу тебя, потому что ты – не забудешь». Ребёнка превращаем не просто в «помощника педагога», а в защитника интересов педагога.
РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ 4.Отношение педагога к учащемуся как «взрослый – взрослый» Взрослый Взрослый Правило 3 «П» : понимание понимание приятие приятие признание признание
СТАДИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 1 стадия : моделирование общения - предшествует непосредственной встрече педагога с учащимися. 2 стадия : непосредственное общение – осуществляется обмен информацией, обмен оценками по поводу этой информации, взаимная оценка собеседников и самих себя. 3 стадия : анализ осуществленной технологии общения – это очень важно для формирования культуры общения, так как подводится содержательный и эмоциональный итог совершённого межличностного взаимодействия
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 1. Формирование чувства «Мы» Оно достигается устранением ряда психологических барьеров, которые могут возникать в процессе совместной работы. Барьеры бывают: Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки; Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки; Барьер отрицательной установки, введённой в ваш опыт кем – либо из людей; Барьер отрицательной установки, введённой в ваш опыт кем – либо из людей; Барьер «боязни» контакта с учащимися; Барьер «боязни» контакта с учащимися; Терминологический; Терминологический; Барьер отношений. Барьер отношений.
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 2. Обязательное установление личностного контакта с детьми. 3. Демонстрация собственной расположенности. 4. Постоянное проявление интереса к своим ученикам. 5. Оказание и просьба помощи.
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 6.Педагогическое требование. 1)Требование должно быть доведено до конца. 2)Требование должно подкрепляться чёткой инструктивной программой действий. 3)Требование должно предъявляться в этичной форме. 4)Требование должно произноситься решительным,энергичным тоном, побуждающим к действию. 5)Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают ученику вникнуть в суть того, что от него хотят.
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 7. Педагогическое поощрение. 1)Осуществляется постоянно. 2)Сопровождается объяснением. 3)Поощряются определённые результаты. 4)Ученик ориентируется на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов. 5)Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь. 6)Учитель даёт сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося.
КОНФЛИКТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Конфликт(от лат. conflictus- столкновение)- это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов Виды педагогических конфликтов. 1) Типичный. 2) Нетипичный. 3) Конфликты деятельности. 4) Конфликты поведения. 5) Конфликты отношений.
Особенности педагогических конфликтов Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации. Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель- ученик). Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель- ученик). Разница возраста и жизненного опыта разводит их позиции в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта разводит их позиции в конфликте. Различное понимание событий и их причин участниками( конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по - разному). Различное понимание событий и их причин участниками( конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по - разному). Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новый. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новый. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Причины конфликтов Эмоциональные изменения учащихся. Эмоциональные изменения учащихся. Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися. Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися. Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств. Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств. Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье. Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье. Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика. Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика. Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками. Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками. Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя, жизненное неблагополучие учителя. Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя, жизненное неблагополучие учителя. Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися Стиль конкуренции, соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Стиль конкуренции, соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая свои интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая свои интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас. Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас. Стиль приспособления Стиль приспособления
Психологический анализ конфликтов Даёт возможность увидеть положительное в поступках «плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым решить ситуацию. Грамотно проведённый психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта. Предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон вариант выхода из ситуации.
ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ 1. Психолого – педагогические основы установления контактов с семьёй 1-ое правило. В основе работы классного руководителя с семьёй должны быть действия и мероприятия,направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. 2 – е правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. 3 – правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. 4 – е правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребёнка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.
ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ 1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьёй 1-ое правило. В основе работы классного руководителя с семьёй должны быть действия и мероприятия,направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. 2 – е правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. 3 – правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. 4 – е правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребёнка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Индивидуальное общение. 1.по инициативе учителя. 2.по инициативе родителей
2. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя. 1. Постановка психологической цели. 2. Организация начала диалога. 3. Установление согласия на контакт. 4. Создание обстановки диалога. 5. Проведение диалога. 6. Завершение диалога. 3. Проведение беседы учителем по инициативе родителей.
4. Психологические основы проведения родительского собрания. Почти всегда цель которого – информирование родителей. Начало разговора. Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффектным и чётким по содержанию. Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффектным и чётким по содержанию. Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги 2- 3 предложения вашей речи. Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги 2- 3 предложения вашей речи. Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Никогда не начинайте с извинений, даже, если встреча началась с опозданием. Никогда не начинайте с извинений, даже, если встреча началась с опозданием. Важно начать разговор в тишине. Важно начать разговор в тишине. Начните разговор с изложения самой логики встречи, её основных этапов : « Сначала мы с вами..», « Затем мы рассмотрим …», « В конце разговора нам с вами предстоит…» Начните разговор с изложения самой логики встречи, её основных этапов : « Сначала мы с вами..», « Затем мы рассмотрим …», « В конце разговора нам с вами предстоит…» Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола. Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола.
Ни в коем случае не за столом! Если класс небольшой, придётся стоять. Если класс небольшой, придётся стоять. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперёд, к самым партам. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперёд, к самым партам. При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и осмыслить, отойдите к доске. При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и осмыслить, отойдите к доске. Соотнесите голос с размерами помещения. Соотнесите голос с размерами помещения.
Спасибо за внимание!