К живописи XX века принято относить стили: Метафизическая живопись Абстракционизм Кубизм Сюрреализм Модерн (Модернизм)
Метафизическая живопись Родоначальником метафизической живописи является Джорджо де Кирико, который еще в период своего пребывания в Париже в г. создавал пустынные городские пейзажи, предвосхищавшие будущую эстетику метафизизма ; его серия « Площади Италии » придавала фантастическое измерение условной итальянской классической архитектуре, воссозданной им на картинах. В 1915 году Италия вступила в первую мировую войну, художник вынужден был вернуться в Феррару, где ожидал мобилизации. Формирование группы художников, исповедовавших эстетику метафизизма, произошло в 1916 году, когда в госпитале в Ферраре сошлись судьбы Джорджо Де Кирико, порвавшего с футуризмом Карло Карра, Филиппо де Писиса и младшего брата Де Кирико, Андреа, который взял себе псевдоним Альберто Савинио. В 1920 х годах к ним ненадолго присоединился Джорджо Моранди. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект. Метафизическое движение родилось на основе этого нового подхода к живописи, и в годах объединило художников и писателей. Метафизическая живопись опиралась на образы предшествующего искусства, и включала в себя различные культурные элементы прошлого. Художники стремились найти метафизическую грань между миром живого и неживого, поэтому в их картинах живое похоже на неодушевленное, а неодушевленные предметы живут своей тайной жизнью.
Абстракционизм Абстракционизм ( лат. «abstractio»- удаление, отвлесение ) направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма достижение « гармонизации », создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были : Василий Кандинский ( работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции ), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, основавшие в гг. « лучизм », и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма, Казимир Малевич, создатель знаменитого « Чёрного квадрата ».
Кубизм Кубизм ( фр. Cubisme) авангардистское направление в живописи 20 века, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением « раздробить » реальные объекты на стереометрические примитивы. Возникновение кубизма традиционно датируют г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин « кубизм » появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака « кубическими причудами » ( фр. bizarreries cubiques). Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо, работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др.
Сюрреализм Сюрреализм ( фр. surréalisme сверхреализм )- новое направление в живописи, сформировавшееся к началу х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт
Модерн (Модернизм) Модерн ( от фр. moderne современный ) или ар - нуво ( фр. art nouveau, буквально " новое искусство ")- художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX начале XX века. Его отличительными особенностями являются : отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, « природных » линий, интерес к новым технологиям ( в особенности, в архитектуре ), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В живописи в этом направлении работали М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, Альфонс Муха, Станислав Выспяньский.