Краткий сравнительный анализ современных образовательных технологий Учитель биологии МБОУ СОШ 3 г Чехов Петухова Г.А. Петухова Г.А. 9 апреля 2013 г
Основные критерии сравнения образовательных технологий 1.Основная единица учебного процесса ( урок, часть блока, целый блок, ( урок, часть блока, целый блок, несколько блоков ) несколько блоков )
2.Преимущественные методы обучения Объяснительно- иллюстративный Объяснительно- иллюстративный Программированный Программированный Эвристический Эвристический Проблемный Проблемный Модельный Модельный
3.Объём самостоятельной работы на уроке 4.Формы организации познавательной деятельности учащихся - индивидуальная - индивидуальная - фронтальная - фронтальная - парная - парная - групповая - групповая - коллективная - коллективная 5.Возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся
АНАЛИЗ традиционной формы обучения: 1. Основная единица учебного процесса – комбинированный урок 2.Объяснительно-иллюстративные и эвристические методы 3.Объём самостоятельной работы на уроке минимален 4.Фронтальная форма познавательной деятельности 5.Дифференциация отсутствует
Адаптивная система обучения -Объяснительно- иллюстративные, эвристические, программированные методы обучения. - Самостоятельная работа не менее – минут. не менее – минут. -Фронтальная, парная, групповая формы познавательной деятельности. - Внутриклассная дифференциация по уровням усвоения знаний.
Работа в парах : Статическая Статическая Вариационная Вариационная Динамическая Динамическая
Анализ циклоблочной ситемы обучения 1.Цикл уроков 2.Объяснительно-иллюстративные, программированные (ТПО) 3.Самостоятельная работа = 50% 4.Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная 5.Внутриклассная дифференциация
Анализ лекционно- семинарской системы: 1.Блок уроков. 2.Объяснительно-иллюстративные, проблемные, программированные, модельные методы обучения. 3.Самостоятельная работа более 75%. 4.Фронтальная, групповая, индивидуальная формы познавательной деятельности. 5.Дифференцированные задания А,В,С.
проектная система 1) Постановка проблем, выдвижение гипотез. 2) Определение способов и методов исследования, организация проектных групп. 3) Обмен информацией, работа по группам экспертов, работа с лидером группы 4) Анализ найденной информации, полученных результатов по группам. 5) Работа в малых группах по составлению сценария проекта, способов его оформления. 6-7) Защита проекта. 8) Презентация оформленных проектных работ
Анализ интегральной технологии. 1.Основная единица – блок уроков 2.Все методы обучения 3.Сам.работа более 50% 4.Индивидуальная, групповая формы познавательной деятельности. 5.Дифференцированные задания Структура урока - нелинейная
ТОГИС – Технология Образования в Глобальной Информационной Сети. акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Соответственно, учебная задача включает, помимо собственно познавательной задачи (то есть содержания- условия и цели-требования), ещё компоненты информационной задачи. акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Соответственно, учебная задача включает, помимо собственно познавательной задачи (то есть содержания- условия и цели-требования), ещё компоненты информационной задачи.
1.Основная единица – блок уроков 2.Все методы обучения 3.Сам.работа - до 100% 4.Индивидуальная, групповая формы познавательной деятельности. 5.Дифференцированные задания Структура урока - нелинейная Анализ тогиса:
Итак…. различают несколько моделей обучения: пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная - взаимодействие.
ОсновныехарактеристикиТрадиционная модель обучения Инновационная Целевой акцент Результат обучения (усвоение установленного программой объема информации) Процесс обучения (научить учиться) Роль преподавателя Ведущая (источник знаний) Консультативная (менеджер, режиссер) Формы предъявления знаний В «готовом виде», по образцу, с преобладанием вербальных методов и текстовых форм Активные формы (игровые, проблемные, инициирование самостоятельной работы, поиска и пр.)
Инновационн ые модели обучения Ключевые особенности Развиваемаяхарактеристика традиционной модели обучения Проблемное обучение Инициирование самостоятельного поиска учащимися знаний через проблематизацию учителем учебного материала Изменение характера учебного труда и учебной задачи (с репродуктивного на продуктивный, творческий) Модульное обучение Содержание учебного материала жестко структурировано в целях его максимального усвоения, сопровождаясь обязательными блоками упражнений и контроля по каждому фрагменту Специфическая организация учебного материала – в наиболее сжатом и понятном для учащихся виде
Инновационн ые модели обучения Ключевые особенности Развиваемаяхарактеристика традиционной модели обучения Полноеусвоениезнаний Разработка вариантов достижения учебных результатов (на основе изменения параметров условий обучения) для учащихся с разными способностями Внимание на фиксации результата обучения Дистанционное обучение Широкий доступ к образовательным ресурсам, предельно опосредованная роль учителя и самостоятельная и автономная роль ученика Использование новейших информационно- коммуникативных средств и технологий
Усвоение материала. При лекционной подаче материала – не более 20-30% информации, не более 20-30% информации, При самостоятельной работе с литературой до 50%, При проговаривании до 70%, При личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) до 90%.
От чего зависти эффективность урока? Конкретность поставленной цели и задачи Создание ситуации успеха Обучение через открытие Демократичность и открытость Качество учебного материала Формирование ключевых компетенций Способность ученика проектировать свою деятельность Разнообразие методов, приёмов Наличие дискуссий Творчество Педагог управляет проблемно – поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащегосяПедагог управляет проблемно – поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащегося
Современные педагогические технологии, в отличие от традиционных: - обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; -обеспечивают связь теории с практикой; -формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда.
Спасибо за внимание. Спасибо за внимание.Здоровья, творческих успехов, удачи !!!