Синквейн Презентация выступления на педсовете учителя литературы МОУ «ООШ п. Чапаевский Пугачевского района Саратовской области» Носовой Т.В.
Цель: Знакомство с синквейном как способом рефлексии на уроках.
История возникновения В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка.
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".
Каникулы
Каникулы. Первая строка тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоим- ение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.существительноеместоим- ение
Весёлые, долгожданные. Вторая строка два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.прилагательныепричастия
Отдыхаем, гуляем, спим. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.глаголамидеепричастиями
Скоро лето, море, отпуск. Четвертая строка фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Хорошо! Пятая строка одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.резюме
Синквейн с точки зрения педагогики Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
Синквейн на тему «Государство», составленный ученицей 11 класса на уроке правоведения. Государство. Независимое, правовое. Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. Государство – это мы! Защита.
Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Снайпер. Молодой, усталый, меткий. Страдает, убивает, думает. Будь проклята война! Человек. Снайпер. Холодный, равнодушный. Выглядывает, высматривает, готовится. Метко стреляет, не задумываясь. Ужас. Снайпер Меткий, жестокий. Сощурившись, целится – нужно успеть. Твоя дорога – смерть. Убийца.
С их помощью, например, можно закреплять сложные термины. Тогда можно не занудно учить да пересказывать, а устроить соревнование на лучшего сочинителя синквейнов.
Подобная работа обогащает словарный запас ученика, подготавливает его к краткому пересказу, учит формулировать идею произведения, позволяет каждому ученику почувствовать себя хоть на мгновение творцом, философом, так как написать синквейн может каждый.
Жесткая схема этой письменной формы стимулирует школьников к тщательному отбору лексических средств и точной передаче смысла. Этот потенциал синквейна дает возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин.
Друзья, надежные, верные поймут, простят, помогут. Что мы без друзей? Одиночество.
Учитель Добрый, мудрый. Учит, переживает, надеется. Понимает проблемы своих учеников. Наставник, друг.
Учитель Усталый злой Проверял, учил, ругался И швец, и жнец, и на дуде игрец! Ломовая лошадь!
Осень... Золотая, трогательная! Украшала, смеялась,... плакала... Кто сказал: она унылая?! Волшебница!
Весна! Яркая, душистая... Накатила, взбудоражила, распахнула. Весенним днём жить хочется. Красота!
Итак, синквейн - 1. Короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. 2. Малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. 3. Приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. 4. Это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации. 5. Это средство творческого самовыражения. 6. Обогащает словарный запас. 7. Подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу). 8. Получается у всех.
Задание: Написать синквейн. Темы: Здоровье Здоровый образ жизни Здоровьесберегающий урок
Например: 1. Здоровье 2. Благополучное, необходимое 3. Жить, богатеть, процветать 4. Здоровье - это красота в любом возрасте 5. Благо
Источники: Letopisi.Ru