Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными Цель: формирование умений определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства их связи с главными, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.
Подготовительная работа Подготовительная работа Упр.49 стр.24 Упр.49 стр.24 Прочитайте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и рассмотрите их схемы. Прочитайте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и рассмотрите их схемы. Что общего в строении этих предложений вы можете отметить? Что общего в строении этих предложений вы можете отметить? Какие различия? Какие различия?
Практическая работа Работа с лингвистическим материалом на стр. 25: Работа с лингвистическим материалом на стр. 25: Составление устного ответа по плану Составление устного ответа по плану 1.Вид придаточного. 1.Вид придаточного. 2. На какой вопрос отвечает? 2. На какой вопрос отвечает? 3. К чему прикрепляется в главном? 3. К чему прикрепляется в главном? 4. Средства связи. 4. Средства связи. 5.Есть ли указательные слова? 5.Есть ли указательные слова? 6. Позиция по отношению к главному. 6. Позиция по отношению к главному. 7. Пример предложения. 7. Пример предложения.
Объяснительный диктант Объяснительный диктант Запись предложений под диктовку, их анализ (выделение главного и придаточного предложений, постановка вопроса, определение средств связи, построение схем предложений). Запись предложений под диктовку, их анализ (выделение главного и придаточного предложений, постановка вопроса, определение средств связи, построение схем предложений).
Говорят, что человеку время от времени надо пожить в одиночестве. Говорят, что человеку время от времени надо пожить в одиночестве. [глаг.], (что…). [глаг.], (что…).
Приближение вечера тем и прекрасно, что придаёт густоту краскам и необычайную лёгкость воздушным пространствам. Приближение вечера тем и прекрасно, что придаёт густоту краскам и необычайную лёгкость воздушным пространствам. […ук.сл.+ кр.прилаг.], (что…). […ук.сл.+ кр.прилаг.], (что…).
Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я. Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я. […глаг.], (где…). […глаг.], (где…).
Отец осторожно прошёл в детскую, посмотрел, спят ли мальчики. Отец осторожно прошёл в детскую, посмотрел, спят ли мальчики. […глаг.], (…ли…). […глаг.], (…ли…).
Небо и море спорят друг с другом, кто лучше. Небо и море спорят друг с другом, кто лучше. […глаг….], (кто…). […глаг….], (кто…).
Я сказал, что пошутил, и, найдя свою постель, юркнул с головой под одеяло. Я сказал, что пошутил, и, найдя свою постель, юркнул с головой под одеяло. [глаг., (что…), и…]. [глаг., (что…), и…].
Обобщение С каким типом придаточных предложений мы сегодня познакомились? С каким типом придаточных предложений мы сегодня познакомились? На какие вопросы они отвечают? На какие вопросы они отвечают? Какую позицию по отношению к главному занимают? Какую позицию по отношению к главному занимают?
Тренировочные упражнения Конструирование предложений Конструирование предложений Упр.52 Упр.52 Проверка. Проверка.
Дома § 7, упр.53 § 7, упр.53
Самостоятельная работа Самостоятельная работа Упр.51 Упр.51