Собирание материалов к сочинению (по наблюдениям )
Цель урока: ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления рабочих материалов к сочинению, подготовить к самостоятельному собиранию материала к сочинению по наблюдениям
ОУ «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа 2» благовещенского района Алтайского края Собирание материалов к сочинению (по наблюдениям ) 6 класс Презентация Выполнила Тейхреб Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Р.п. Благовещенка, 2011
Хорошо написать о чем-то можно только в том случае, когда то, что пишешь, достаточно знаешь. Не случайно поэтому писатели изучают, фиксируют все то, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило. Полезно вести дневник, если записываешь в него то, что сам заметил, свои размышления о себе, о людях, о том, что увидел, услышал, прочитал. А удивительного вокруг нас много – только надо быть наблюдательным.
Это прекрасно показал писатель Г. Снегирев в рассказе «Чудесная лодка». Вначале он не разрешал соседским ребятишкам брать лодку рыбака Михея, потому что «лодка эта чудесная». Но дети не поверили писателю. («А чем она чудесная?») и уговорили его дать лодку, обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись через час. И вот какой разговор произошел между ними и писателем (прочитаем по ролям).
- Ну, - спросил Витя, - чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села. - А вы, значит, так ничего и не заметили? - спросил я громко. Витя замолчал и стал вспоминать. - Видели следы цапли на песке, - робко сказала Таня. - Еще видели, как уж плывет, только головка из воды торчит, сказал Витя. Потом они вспоминали, что зацвела водяная гречиха. И еще видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку. А на улитке еще сидела маленькая улиточка. - Разве все это не чудесно? – спросил я. Витя подумал и сказал: «Чудесно». Таня засмеялась и закричала: «Еще как чудесно!»
Уметь наблюдать, уметь брать нужный для сочинения материал из жизни, из книг очень важное умение. Будем этому учиться. (Выполнение упражнения 61).
А.М. Герасимов «После дождя» (Мокрая терраса) Рассмотрите репродукцию картины
Александр Михайлович Герасимов Александр Михайлович Герасимов После дождя (Мокрая терраса) [1935] «Мокрая терраса» была создана в 1935 году Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо. Митя, скорее палитру! закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал Мокрая терраса, возникла с молниеносной быстротой она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».
«На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И. А. Герасимов. После дождя // Юный художник С. 17.).
Все, что изобразил художник, говорит нам о том, что только что прошел сильный ливень. Все блестит. Все напоено влагой: и букет цветов, и стол, и пол терраски, кусты и деревья, крыша дома. Эта картина напоминает нам стихотворение А.Я. Яшина «После дождя» (Чтение стихотворения, упр.560) Какова основная мысль картины?
Где можно использовать материал первого абзаца? (Материал первого абзаца можно использовать или в начале, или в конце сочинения). Чего не хватает в первом абзаце? (Отмечено не все, что изображено на картине). О некоторых деталях надо сказать полнее, ярче, так, чтобы лучше раскрыть замысел художника. Проанализируем готовые материалы к сочинению по картине (упр. 61)
Что следует добавить во второй абзац? Крышка стола еще не высохла от дождя. На цветах в графине тоже капли дождя. Розы пламенеют в лучах солнца. Опрокинут стакан: видно, был сильный дождь.
Разберем третий абзац Крыша сарая после дождя. Как точнее сказать о ней? (Блестит, блестящая) Ветки кустов тоже после дождя. Как точнее об этом сказать? Мокрые кусты со свежей, умытой ливнем листвой; дрожат (сверкают) тяжелые капли дождя; «Капли на ветках висят, как сережки»
Как собирать материал к сочинению (по наблюдениям) 1. Присмотрись внимательно к тому, о чем собираешься написать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так. как будто ты видишь его впервые. 2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь. 3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил. Готовимся к домашней работе - собиранию материала на тему «Вид из окна моего дома»
Тема. Вид из окна моего дома Возможные подходы к раскрытию темы: а) …говорит о наступлении осени; б) …сегодня (в солнечный осенний день) прекрасен (обыкновенен); в) … мне хорошо (в деталях) знаком (известен) и т. д.