Союзы сочинительные и подчинительные
Цель Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение; уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, ССП и СПП предложения; правильно ставить знаки препинания.
Орфографическая разминка I. В каких словах пишется буква А? 1)К_нонада 2)Уд_ляться 3)Приг_реть 4)Слыш_щий II. В каких словах пишется буква И? 1)Б_тон 2)Зап_рать 3)Стел_тся 4)Опт_мист III. Найдите словосочетания с деепричастием несовершенного вида 1)Идет задумавшись 2)Признавая ошибки 3)Опустив голову 4)Радуясь жизни 5)Решив задачу
Словарный диктант. Предположить, расстилаться, чувствовать, изредка, принять, скрываться, очарованный, прикасаться, жестяной, пригореть, честный. Предположить, расстилаться, чувствовать, изредка, принять, скрываться, очарованный, прикасаться, жестяной, пригореть, честный.
Синтаксическая минутка Запишите графически: Запишите графически: 1. В течение двух часов вода залила и берег, и дорогу, и поле за дорогой, и небольшой лесок. 1. В течение двух часов вода залила и берег, и дорогу, и поле за дорогой, и небольшой лесок. [и O,и O,и O,и O] [и O,и O,и O,и O] 2. Ещё трава полна прозрачных слёз, и гром вдали гремит. 2. Ещё трава полна прозрачных слёз, и гром вдали гремит. [- = =], и [- =] [- = =], и [- =]
Схема V - знал - - не знал + - хочу знать ? - вопрос 1. Что вы уже знали? 2. Что не знали, но хотели бы узнать? 3. Какая подсказка есть в теме? Как вы понимаете сочинительные и подчинительные союзы?
Анализ предложения 1.Июльская ночь обняла воздух, но Андрий не отходил к куреням. 2.Когда очнулся Тарас и глянул на Днестр, уже казаки были на лодках. -Как вы думаете, где сочинительная связь, а где подчинительная? -Нам в этом помогает рисунок.
В каком предложении от одного простого предложения можно поставить вопрос? Вывод: Какие союзы сочинительные, а какие подчинительные? Познакомимся с группами союзов.
Сочинительные союзы связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (ССП) Сочинительные союзы связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (ССП) Было темно, но я видел и деревья, и воду, и людей. Было темно, но я видел и деревья, и воду, и людей.
Предложениесоюзсхемазначение 1. Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза. Потому что, оттого что причина 2. Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада. Чтобы Для того чтобы Цель 3. Когда грохот резко обрывался, я замирал. КогдаПокавремя 4. В этот момент мне показалось, что земля и небо живые. Чточтобыизъяснительное 5. Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов. СловнословноСравнение 6. Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли. Еслиразусловие
Творческая работа Солнце выглянуло из-за туч- осветило всю окрестность вся окрестность ожила мы вышли из леса
Миниатюра «Соловьи» Вечер. Запели соловьи, и все птицы смолкли. И их заворожило соловьиные песни. Вечер. Запели соловьи, и все птицы смолкли. И их заворожило соловьиные песни. Найдите союзы. Найдите союзы. Определите, что они связывают. Определите, что они связывают.
Работа у доски Упр ученика. Упр ученика. Продолжи предложения-2 ученика. Продолжи предложения-2 ученика. 1.Сверкнула молния… 1.Сверкнула молния… 2.Улыбнулось из-за тучи солнышко… 2.Улыбнулось из-за тучи солнышко… Класс. Класс. Составление миниатюры. Составление миниатюры.
Итог урока 1. Что нового узнали? 2. Какие возникли вопросы?