СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Иоффе А.Н.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления отношений Сравнение стратегий и факторы их выбора
Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя при взаимодействии (пассивные, активные и интерактивные), передаче информации (репродуктивные - воспроизводящие, системные - производящие, креативные - творческие), установлении отношений (директивные, миссионерские и партнерские). Методика - основные способы и подходы в преподавании. Формы преподавания – внешнее проявление выбранных стратегий и методик (аудиторные или фронтальные, индивидуальные, групповые, командные). Приемы – конкретные элементы деятельности на занятии.
ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного воздействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Аудиторные или фронтальные (лекция, заучивание) Индивидуальные (изучение документа, исследование)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА у учащихся нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) недостаточно времени для поиска информации большое количество учащихся объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения слабый уровень первоначальной подготовки учащихся
Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Экономия времениСнижение мотивации обучаемых Нет лимита числа обучаемых Низкий уровень вовлеченности учащихся Не требуется дополнительных ресурсов Отсутствие индивидуального подхода Простота оценивания Сужение источников информации Высокая дисциплина Отсутствие вариативности и возможностей для творчества Четкость и структурированность подачи материала Процент усвоения материала невелик Возможность обеспечения высокого теоретического уровня Акцент на запоминание, а не на понимание
АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Индивидуальные (индивидуальные вопросы и комментарии) Общие или командные (подготовка проекта) Групповые (вопросы от группы)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА Повышенный общественный интерес к теме Развитое умение задавать вопросы Задача подведения итогов или обсуждения Достаточное количество времени Высокая компетентность преподавателя Однородность группы учащихся по уровню подготовки
Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Не требуется дополнительных ресурсов Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов Возможность предотвращать уклонение от темы занятия Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии Повышение мотивацииОпасность увода обсуждения от темы занятия Компетентность источника информации Ограниченный круг источников информации Учет индивидуальных особенностей учащихся Опасность давления авторитета преподавателя на учащихся Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия Ограничение количества обучаемых в группе
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ Методы кругового взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль принадлежит учащимся Преподаватель - организатор и помощник Обсуждение происходит в малых группах Взаимодействие преобладает над воздействием
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Групповые (работа в группе) Общие или командные (обмен информацией, выработка общего решения)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес учащихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп
Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивацииПервоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практикуОграниченное число учащихся в группе Широкие возможности для творчестваДавление авторитета лидера в групповой деятельности
Стратегии работы с информацией Воспроизводящая (репродуктивная) стратегия Репродуктивные подходы - воспроизводящие, акцентирующие внимание на запоминание, зубрежку, повторение, вся информация должна воспроизводиться учащимися без ее какого бы то ни было изменения. Могут быть изображены следующей схемой: ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ Б1
Производящая (системная) стратегия Системные подходы (производящая стратегия) - основная информация должна учащимися воспроизводиться, но они находят собственные примеры и иллюстрации, то есть сохраняется установленная система. Могут быть изображены следующей схемой: ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2
Творческая (креативная) стратегия Творческие или креативные подходы - и базовая, и поддерживающая информация являются лишь началом для обсуждения, преобладает проблемное изложение. Могут быть изображены следующей схемой: ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А2 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2
Стратегии установления отношений Основываются на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном процессе Директивные (подчинение – порядок – иерархия) Миссионерские или патерналистские (доверие – радость – лидерство) Партнерские (уважение – обсуждение – равенство)
ПОЗИЦИИ СРАВНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ Объем рассмотренного материала Процент усвоения материала Структурированность материала Теоретический (научный) уровень Соответствие планированию Мотивация Деятельностный компонент Индивидуальность Вариативность Творчество на занятии Затраченное время Количество учащихся Ресурсы Дисциплина.
ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ Индивидуальные особенности преподавателя и характеристики группы учащихся Уровень привлекаемых ресурсов, их количество и разнообразие Внешние ограничения (время, объем материала, критерии итогового оценивания, количество учащихся)
ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Сотрудничество (взаимодействие) обучаемых и обучающих Адекватность выбранной стратегии преподавания поставленным целям и задачам Целесообразность (соответствие целей затраченным ресурсам – временным и другим) Вариативность Творческий подход Наличие алгоритма Демократичность
Использование различных стратегий в учебном процессе