И.А.Крылов. Басня. «Стрекоза и Муравей» Учитель русского языка и литературы Садыкова Б.Г. Школа-гимназия 2 г. Шалкар
Эзоп - (6 век до нашей эры) Первым сочинял Первым сочинял басни. Открыл басни. Открыл язык иносказания, язык иносказания, когда мысль высказывается когда мысль высказывается не прямо, а намёками. не прямо, а намёками.
Басня – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни люди, животные, растения, птицы, рыбы, вещи. – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни люди, животные, растения, птицы, рыбы, вещи.
«Лев и лисица» Так разумные люди по приметам догадываются об опасности и умеют ее избежать. Так разумные люди по приметам догадываются об опасности и умеют ее избежать.
«Путник и гадюка» Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля. Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля.
Жан де Лафонтен - 17 век Лисица и виноград Ворон и Лисица Волк и Ягнёнок Медведь и два охотника Петух и Лиса Кот и Воробей Цикада и Муравьиха
В России развитие басен относится к середине 18 – конца 19 веков И.А.Крылов. И.А.Крылов.
ЗАПИШИТЕ. ЗАПОМНИТЕ. Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера с моральным выводом. Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера с моральным выводом. Аллегория – иносказательное изображение предметов или качеств людей. Аллегория – иносказательное изображение предметов или качеств людей. Мораль – поучение, вывод в начале Мораль – поучение, вывод в начале или в конце басни. или в конце басни.
Героями басен являются люди, животные, предметы. Героями басен являются люди, животные, предметы. Сюжеты басен поэты берут из жизни. Сюжеты басен поэты берут из жизни.
Иван Андреевич Крылов 1769 – 1844
Ворона и лиса
Ворона и Лисица
Ларчик
Стрекоза и муравей
С оотношение морали басни с пословицами. Выпиши близкие к морали басни посл-цы. 1. Своя земля и в горсти мила. 2. Уменье и труд всё перетрут. 3. Баловством хлеба не добудешь. 4. Доброе братство милее богатства. 5. Без наук как без рук. 6. Готовь сани летом, а телегу зимой. 7. Один в поле не воин. 8. Землю красит солнце, а человека –труд.
Составь рассказ на тему Землю красит солнце, а человека – труд. Землю красит солнце, а человека – труд.
Словарная работа. Нужда – зәрулік, мұқтаждық Нужда – зәрулік, мұқтаждық удручена – огорчена, подавлена удручена – огорчена, подавлена вешние дни – весенние дни вешние дни – весенние дни мурава – молодая трава мурава – молодая трава голубчик – көкетай голубчик – көкетай кум,кумушка – тамыр кум,кумушка – тамыр поплясать – потанцевать поплясать – потанцевать
Муравей Стрекоза работягатрудолюбивыйсильныйцелеустремлённыйответственныйзаботливыйстарательныйбездумнаянесерьёзнаябеспечнаялегкомысленнаялениваябезответственнаяветреная
Эпитеты Лето красное Злая тоска Чисто поле Вешние дни Мягкая мурава
Фразеологизм оглянуться не успела – время прошло оглянуться не успела – время прошло очень быстро очень быстро
Домашнее задание 1. Напишите письмо Стрекозы Муравью 1. Напишите письмо Стрекозы Муравью начинается словами: «Здравствуй, кум, начинается словами: «Здравствуй, кум, вот прошло уже ползимы…» вот прошло уже ползимы…» 2. Прочитать следующую басню, найти 2. Прочитать следующую басню, найти мораль. мораль.
Рефлексия: - Я научился на уроке … - Я научился на уроке … - Урок привлек меня тем … - Урок привлек меня тем … - Урок показался интересным … - Урок показался интересным … - Я задумался о … - Я задумался о …