Обучающее изложение c элементами повествования (по К.Г.Паустовскому). Цели: научить писать изложения c элементами повествования; развивать умение видеть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тринадцатое ноября. Классная работа. Р.р. Понятие о типах речи. Повествование. Подготовка к написанию изложения.
Advertisements

Обучающее изложение по тексту К.Паустовского «Шкатулка проснулась»
Подготовка к изложению – повествовательного текста. ( по тексту М.Пришвина) Русский язык 5 класс. Подготовила учитель русского языка и литературы Тараканова.
«Музыкальная шкатулка». Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой. Внимательно.
Типы речи. Повествование.. Что произошло? - повествование Какой? (какие?) - описание Почему? - рассуждение.
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Подробное изложение «Первый снег». Урок русского языка в 5 классе. Учитель Ревенко Нина Васильевна. ГБОУ СОШ 2031.
ТЕМА: 1.Развитие связной речи с привлечением музыкальных произведений. (Имя существительное как часть речи). 2. Пьеса «Сладкая греза» из детского альбома.
Презентация подготовлена к уроку чтения в 8 классе учителем русского языка и литературы Ермаковой Екатериной Яковлевной.
Рассказ на свободную тему Цели: 1) формировать умение создавать повествовательный текст в жанре рассказа, используя изученные языковые средства; 2) развивать.
Роль имён прилагательных в устной и письменной речи.
Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» Р – 7 класс.
«А» и 7 «Б» посетили музей имени К.Г.Паустовского.
Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных мыслей, чувств, суждений. Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь,- а язык есть кусочек жизни людей,- то это не может быть просто и схематично… Важно не то, чтобы.
Презентация по русскому языку учителярусского яыка и литературы МБОУ Греково-Степановской СОШ Лубяной Надежды Алексеевны.
АП Чехов «О любви» Тема любви в рассказе Чехова «О любви»
Транксрипт:

Обучающее изложение c элементами повествования (по К.Г.Паустовскому). Цели: научить писать изложения c элементами повествования; развивать умение видеть особенности повествовательного типа текста; воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский Паустовкий прежде всего ценитель русского языка, в котором запечатлен "весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера". Писатель не устает восхищаться "волшебством русской речи": "Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ", ":многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск".

Чтение первой части рассказа. В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке. Как-то на чердаке мы нашли чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Сделал мастер Гальвестон». Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук. Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

Вопросы и задания по первой части текста. -Найдите и подчеркните в тексте глаголы. -Почему их так много? (Их так много, чтобы проследить всю последовательность событий) - Какой тип речи использует писатель? (Повествование) -Охарактеризуйте повествование как тип речи. (Повествование – это такой тип речи, при котором главное кто действовал, что происходило, где, когда и как? В повествовании обычно говорится о действиях и событиях ( что было сначала, потом, затем… и наконец).

-Докажите, что это текст. (Текст посвящён находке в старом доме – шкатулке.) -Сформулируйте тему и идею. (Главная мысль текста – время не щадит чудо, созданное человеческими руками, но чудо, прекрасные произведения старины, всегда будут привлекать нас, вызывать восхищение и любопытство, желание оживить…) -Придумайте название текста. («Старая шкатулка», «Находка», «Шкатулка, играй!») -Найдите начальную часть текста – вступление.

- В каком абзаце завязка действия? (Во втором абзаце.) - Прочитайте все выделенные глаголы, передающие последовательность действия: Нашли, принесли, вытерли и открыли, завели, но не играла, нажимали, поставили, забыли. Последовательность действия – это движение от начала до конца. - К какому типу монологической речи (рассказ от имени кого-то) мы отнесём текст? (Повествованию, потому что указано, кто действовал, что происходило, где и когда.)

Словарная работа: повествование– однокоренное к весть, повесть, известие, извещение.

- Есть ли в тексте описание? Является ли оно главным или сопутствует повествованию? (Описание шкатулки; валики с тонкими рычажками и шипами. Украшения бронзового рычажка- стрекозы, бабочки, жуки – поясняют наш интерес к находке – не более того. Описание не является самоцелью.)

Чтение второй части рассказа. Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам. И из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия… Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала. И как мы ни бились, но заставить её снова заиграть мы не смогли.

Вопросы и задания по второй части текста. - Докажите, что этот текст тоже повествование. (Когда, где, что случилось?) -Какое название можно дать этому тексту? («Шкатулка проснулась».) -Найдите глаголы, которые в изобилии встречаются в любом повествовании о каком-то событии. (Раздался, ударял, возникла и полилась, проснулась, заиграла, соскочила то останавливаясь, наполняя, проиграла, замолчала.)

-Для художественного стиля характерен яркий, образный язык. Докажите, что стиль рассказа художественный. (Переливающийся звон – эпитет, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам – сравнение, проснулась от многолетнего сна – метафора- олицетворение.) - Сколько в тексте абзацев, сколько будет пунктов в плане, передающем сюжет? (4)

Работа над планом. План 1.И полилась мелодия… 2.Шкатулка заиграла. 3.Даже ходики притихли. 4.Концерт окончен. «Строительный материал» Переливающийся звон, чудесный как, как будто кто-то ударял молоточками по колокольчикам, многолетний сон, таинственный звон, притихли от изумления. Как мы ни бились.