Работу выполнила студентка 4 курса 42 группы Левина Е.М. Научный руководитель: Митяшина А.А. Семейное воспитание и его влияние на адаптацию к школе детей младшего школьного возраста
Актуальность Тема ВКР является актуальной, так как в настоящее время увеличивается количество детей, которые проявляют признаки дезадаптации. Объект исследования Предмет исследования Адаптация ребенка к школе. Влияние семейного воспитания на адаптацию ребенка в школе.
Цель работы: Изучить влияние семейного воспитания на адаптацию детей младшего школьного возраста. Задачи изучения Дать определение понятиям: адаптация и дезадаптация Раскрыть психологические особенности детей младшего школьного возраста Представить стили семейного воспитания бывают и как они влияют на адаптацию ребенка в школе Изучить влияние семейного воспитания на адаптацию детей младшего шк возраста Проанализиро вать полученные результаты и предложить рекомендации родителям
Глава 1. Семейное воспитание и его влияние на адаптацию к школе детей младшего школьного возраста Понятие адаптация и дезадаптация На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, npоявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых действий; Если у ребёнка не формируются навыки учебной деятельности или приемы, которыми он пользуется, и которые закрепляются у него, оказываются недостаточно продуктивными, не рассчитанными на работу с более сложным материалом, он начинает отставать от своих одноклассников, испытывать реальные трудности в учёбе.
С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя каксубъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению Психологические особенности младшего школьного возраста.
2.2. Стили семейного воспитания как важный фактор адаптации ребенка в школе. Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом. Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Таким образом адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Такой процесс осуществляется на разных уровнях (биологическом, психическом, социальном.) Наряду с различными формами адаптации существует явление дезадаптация. Дезадаптация – это процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностными и внутриличностными конфликтами. Итак, цель данной работы была достигнута: мы показали зависимость адаптации ребёнка в школе от особенностей семейного воспитания, а точнее, от конкретного стиля воспитания.
Глава 2. Изучение влияния семейного воспитания на адаптацию к школе детей младшего школьного возраста 2.1. Цели, задачи и методики изучения влияния семейного воспитания на адаптацию к школе детей младшего школьного возраста Для того, чтобы выяснить, как влияет семейное воспитание на адаптацию детей младшего школьного возраста на адаптацию к школе, мы провели диагностические методики. Это необходимо для того, чтобы иметь более чёткие представления том, адаптировались ли дети в школе, имеется ли в наличии школьная тревожность первоклассников, а так же понять особенности отношения родителей к детям в данной группе исследуемых.
2.2. Анализ выборки родителей