Технология проблемного обучения. Работу выполнила учитель начальных классов Валышева Валерия Олеговна.
цель ФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ и познавательную самодеятельность РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ воспитывать АКТИВНУЮ ЛИЧНОСТЬ
средства Проблемные вопросы Проблемные задачи Проблемные задания наглядностьречь
Окружающий мир 2 класс УМК «Школа 2100»
УМК « Школа XXI века » русский язык 3 класс
УМК « Гармония» математика 4 класс
Структура проблемного урока 1 вариант 1. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗВЕСТНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ 3. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ 4. РЕАЛИЗАЦИЯ НАЙДЕННОГО ПРИНЦИПА 5. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ (по М.И. Махмутову) 2 ВАРИАНТ 1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного) 2. ПОИСК РЕШЕНИЯ (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки) 3. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ (применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком) 4. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ «ОТКРЫТЫХ» ЗНАНИЙ (по Е.Л. Мельниковой)
Особенности проблемного урока. Цель урокаЭтапы урока Творческие звенья деятельности учащихся ЗНАНИЕЗНАНИЕ введение Постановка учебной проблемы - Формулирование вопроса или темы урока Поиск решения - открытие субъективно нового знания воспроизв едение Выражение решения -выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта -представление продукта учителю и классу
Алгоритм подготовки урока с единичным знанием. 0. Тема, знание(и его тип). 1. Постановка проблемы: - побуждающий диалог - подводящий диалог - сообщение темы с мотивирующим приёмом 2. Поиск решения: если проблема есть - побуждающий диалог - подводящий диалог если проблемы нет: - подводящий без проблемы диалог 3. Продуктивные задания.
Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуацииТип противоречияПриёмы создания проблемной ситуации С увлечением Между двумя (или более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Между житейским представлением уч-ся и научным фактом 3. Шаг1.Обнажить житейское представление уч-ся вопросом или практическим заданием на « ошибку». Шаг2.Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание не сходное с предыдущим. 6. Шаг1.дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2.Доказать, что задание уче- никами не выполнено
Как искать решение учебной проблемы. Подвести учеников к выдвижению и проверке своих гипотез Подвести учеников к новому знанию
Продуктивные задания Типы Особенности применения Формулирование: темы вопроса сразу после введения знаний в конце этого или начале следующего урока Опорный сигнал: символ, таблица, опорные слова в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение дома по желанию
Проблемный урок или Как открывать знания с учениками
Угадайте: какой урок проблемный, какой – традиционный? Урок1. Учитель На доске запись: 2+5x3=17 2+5x3-21 -Вижу, вы удивлены.Почему? -Значит, над каким вопросом подумаем? -Давайте рассуждать. Если отличаются правые части… -Чем отличаются левые части? Какие есть идеи? -Какой порядок действий в 1 примере? -Во 2? -В каком примере мы действовали по правилу? -А во 2 примере мы нарушили правило! Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым? -Молодцы! Есть такой знак! Он называется «скобки». Так что же он обозначает? -Это определение дома выучите наизусть, а кто хочет – пусть напишет стишок про скобки. Ученики Реакция удивления - Примеры одинаковые, а ответы разные! -Почему в одинаковых примерах получились разные ответы? -То отличаются и левые. -Левые части отличаются порядком действий. -Сначала умножение, потом сложение. -Сложение, потом умножение. -В1. -Надо что-то в пример дописать! Нужен какой-то знак, чтобы пометить сложение. -Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.
Урок 2. Учитель: - Дети! У нас сегодня новая тема « Скобки». Вот это(показывает)скобки. Они обозначают действие, которое выполняется в первую очередь. Посмотрите на пример: (2+5)X3. Сначала надо выполнить сложение, потому, что оно в скобках, а потом – умножение. Понятно? Дома выучите правило про скобки наизусть.
Урок физики по теме «Поверхностное натяжение жидкости» - Учитель - Что будет с иголкой, если опустить её в воду?( Вопрос на ошибку) - Опускаю иголку в воду. Что наблюдаете? ( предъявление научного факта) - Итак, что вы думали сначала, и что оказалось на самом деле? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) - Ученик - Конечно, она утонет! (ошибка, обнажающая житейское представление о том, что все металлическое должно тонуть) -Иголка не тонет! Она плавает на поверхности! Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации) -Мы думали, что иголка утонет, а она лежит на поверхности воды. (осознание противоречия) - Почему иголка не тонет? ( учебная проблема как вопрос)
Пример: фрагмент урока русского языка «Правописание суффиксов –чик- и –щик-» Этапы урока АнализУчительУченики Постанов- ка проблемы Постановка проблемы через побуждающий диалог Прием: Столкновение мнений У доски два ученика Задание: запишите слова: грузчик, подписчик, разведчик, перебежчик, гонщик - Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило? Учитель открывает образец с правильным написанием. - Задание я дала одно, а выполнили вы его по- разному. Сколько мнений получилось? - Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы) - Значит, какая будет тема урока? Учитель записывает тему на доске Ученики записывают слова, не показывая друг другу и классу. Затем открывают для обозрения. Мы выполнили его по-разному. Два мнения: либо –чик-, либо –щик- Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы) - Правописание суффиксов -чик- и -щик- (формулировка темы урока)
Решение проблемы Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог - Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам) - Так (принятие ошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы) - Какие еще есть гипотезы? (побуждение к гипотезам) -Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы) Учитель делает подсказку: - Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс –ЧИК- и – ЩИК- - Что вы заметили? Задание: прочитайте правило - После звонких пишется -ЧИК- (ошибочная гипотеза) - А в слове подписчик. –ЧИК- пишется после глухой (контраргумент) -ЧИК- пишется в словах с приставкой (ошибочная гипотеза) - В словах грузчик и гонщик приставки нет (контраргумент) Учащиеся формулируют правило: -ЧИК- пишется после д,т,з,с,ж.
Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Е. Л. Мельникова, кандидат психологических наук, доцент
«Теперь и не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!» Учитель.