Управление инновационными процессами в школе
Основные типы инновационных подходов 1. Инновации- модернизации (направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса) ; 2. Инновации – трансформации (преобразующие традиционный процесс в сторону обеспечения его исследовательского характера)
Инновации различаются: по областям применения; по целям; по уровням и срокам; по естественным или искусственным причинам их появления и т.д.
По отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса в содержании образования; в методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса; в организации учебно- воспитательного процесса; в управляющей системе школы.
Система изменений может включать в себя: взаимоотношения, основанные на принципах корпоративной культуры на уровне: школа-социум; между всеми участниками образовательного процесса; психологию учителя и его роль в образовательном процессе, т.е. изменение профессиональной подготовки и профессионального сознания учителя: - отказ от иллюстративно-продуктивного преподавания; - обучение и обязательное применение педагогами школы технологий, целенаправленно формирующих компетенции учащихся; - метод проектов.
Система изменений может включать в себя: в содержании образовательных областей: - усиление поисково- исследовательского, проблемного характера предметного содержания; - планирование индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов); - введение спецкурсов.
Система изменений может включать в себя: в организации образовательного процесса: - введение различных форм организации учебного процесса; - помощь учащимся в освоении индивидуальных средств и способов учения; - проведение контрольно-оценочной деятельности в форме анализа и оценки способов и результатов самостоятельной деятельности учеников; - направление контрольно-оценочной деятельности учителя на фиксацию исключительно достижений учащихся; - повышения значения и роли разных видов проектов в учебной и внеурочной деятельности учащихся; - организация участия в международных развивающих олимпиадах.
Система изменений может включать в себя: изменения требований к результатам деятельности учителей через введение новых критериев оценки результативности деятельности, например: самооценка, целеполагание, умение ставить проблемы, информационная и коммуникативные компетентности, самопрезентация и т.д. Система изменений может включать в себя:
Практическая реализация инновационных решений Уровни: Концептуальный Организационно-деятельностный Научно-методический УровеньЗадачи уровняПрактическая реализация
Отношение педагогов к инновационной работе Консерватор; Умеренный; Инноватор; Радикальный инноватор.