Тема. История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Выполнила: Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ 7
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с историей создания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 2. Развивать умения обобщать, выделять главное, сопоставлять в прочитанном произведении. 3. Воспитывать интерес к русской классической литературе. Задача урока: Сформировать представление у учащихся об истории создания, особенностях композиции и жанровом своеобразии романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
И СТОРИЯ ЗАМЫСЛА РОМАНА "П РЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ",. Ж АНР, КОМПОЗИЦИЯ. С ИСТЕМА ОБРАЗОВ. – К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов Бедные люди, Униженные и оскорбленные, Записки из Мертвого дома, повестей Двойник, Белые ночи, Неточка Незванова, Дядюшкин сон, Село Степанчиково. Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. Но вот в феврале 1866 года в Русском вестнике появилась первая часть романа Преступление и наказание, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах.
И ГРА С ЗАГЛАВИЕМ. – Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? ( Шесть ) Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание.(П.Вайль, А.Генис Страшный суд) – Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? ( Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию ). – Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову "наказание".
Преступление Наказание Возмездие Расплата Расчет Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? ( Нет). Чего не хватает? ( Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь ). Как можно искупить свою вину? ( Хорошими поступками, делами, любовью к людям ). Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? ( Нет ). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!
О СНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНА, ОБЩЕСТВЕННАЯ ОБСТАНОВКА. – Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора учебника Ю.Лебедеву. Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из экологической системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от самоновейшей науки, от последних слов идейной жизни общества. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек случайного племени, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью недоконченных идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в газообразном обществе пореформенной России.
– П ЕРЕД КАКИМИ НЕДОКОНЧЕННЫМИ ИДЕЯМИ БЫЛИ БЕЗЗАЩИТНЫ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ТОГО ВРЕМЕНИ, В ЧАСТНОСТИ Р АСКОЛЬНИКОВ ? (Н ИГИЛИЗМ. Р АЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ. Н АПОЛЕОНИЗМ ). – Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: Бог умер - все позволено. Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого болели многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе Преступление и наказание. Воспоминания А.Сусловой, года: Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: Истребить весь город. Всегда так было на свете.
Из романа Преступление и наказание. Слова Р.Раскольникова: Прав, прав пророк, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р- рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться… Слова Порфирия Петровича: Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает? – Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично. Прочитайте отрывок из книги Ю.Карякина Достоевский и современность «Возлюбленная Достоевского в те годы А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот ее обманул, решила его убить. – Как можешь ты человеческое отношение решать кровопролитием? Выясняется, что свою месть она вздумала превратить в подвиг. – Не все ли равно, какой мужчина заплатит за надругательство надо мной? Но если уж мстить, так чтобы всему миру стало известно о единственной, неслыханной, небывалой, неповторимой мести. Она замышляет убить …царя. – Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце концов, как просто. Подумай только – один жест, одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев, великих людей, спасителей человечества… – Славу добывают трудом. – Или беспримерной смелостью. – А о муке ты не подумала? – Это-то и остановило меня. Вдруг подумала: казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно».
– И все-таки, почему роман назван Преступление и наказание, а не Раскольников, например? (Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него).
П ОЭТОМУ СЕЙЧАС УМЕСТНЕЕ ВСЕГО ПОГОВОРИТЬ О ЖАНРЕ РОМАНА : Философский Нравственно-психологический Исторический Полемический Фантастический Социальный детективный Политический Приключенческий Роман-трагедия Роман-исповедь Сатирический Биографический Семейный Автобиографический Идеологический Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно- психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь. – Все определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.
З АДАНИЕ : ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ТОЧКАМИ ЗРЕНИЯ НА РОМАН СОВРЕМЕННИКОВ. К АК ОТНЕСЛОСЬ К ПИСАТЕЛЮ И ЕГО РОМАНУ РУССКОЕ ОБЩЕСТВО ? З АПИШИТЕ В ТЕТРАДИ МНЕНИЕ, С КОТОРЫМ ВЫ СОГЛАСНЫ И КОТОРОЕ ВАМ КАЖЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫМ. О БОСНУЙТЕ СВОЙ ВЫБОР. Перечитываешь Преступление и наказание - и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную идею, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев Живая жизнь, 1910) Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов Чем нам дорог Достоевский, 1911) Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911) Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков Лекции по русской литературе)
- Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его к роли Пророка. Через столетие Е.Евтушенко скажет: Поэт в России больше, чем поэт, говоря о месте писателя в обществе. Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.
С ИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА. твари дрожащиеправо имеющие РаскольниковСвидригайлов ДуняЛужин Мать РаскольниковаСтаруха-процентщица Соня МармеладоваЛебезятников МармеладовАмалия Леппехвезель Катерина ИвановнаПорфирий Петрович Дети Лизавета Миколка-маляр
К ОМПОЗИЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. – Следует помнить, что роман писался о событиях настоящего времени. В этом его уникальность. Любое произведение неразрывно. Композиция – это не набор отдельных элементов, а единая ткань плавно переходящих из одной в другую сцен, описаний, диалогов, портретов и других формальных элементов. Пронумеруйте нужные в списке композиционных элементов в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа: Портрет Пейзаж Описание местности Авторская характеристика Лирическое отступление Диалог Внутренний монолог Повествование (история жизни, поступки)
1. Внутренний монолог. 2. Диалог, так как герои постоянно спорят друг с другом. 3. Портретные описания и авторская характеристика, она во многом дается через портрет. 4. Повествование (история жизни, поступки). 5. Описание местности и пейзаж, их немного, они схематичны, так как интерес писателя сосредоточен на психологических аспектах убийства и нравственных страданиях. 6. Лирическое отступление.
И ТОГ УРОКА. Почему роман Достоевского вызывает до сих пор споры, мысли, неоднозначные суждения? – Наверное, потому, что он о вечных проблемах человечества Домашнее задание. Восстановить по тексту "экспозицию романа«. События жизни Р.Раскольникова до преступления: 1. Детство 2. Учеба в университете 3. Дружба 4. Любовь 5. Помощь окружающим, 6. Работа над статьей в газету и т.п.